Игральные карты в живописи

Вы знаете, что до недавнего времени самой дорогой в мире картиной была работа Пола Сезанна
«Игроки в карты»? В 2012 году эта картина, написанная около 1895 года, за 250 миллионов долларов
приобрела королевская династия Катара. Всего в серии «Игроки в карты» Сезанн написал пять работ
(1890-1895), четыре из них хранятся в музеях — в музее Орсэ, в Метрополитен-музее, в Фонде Барнса
и Институте искусств Курто. Пятая же до 2012 года была в частных коллекциях и в конце концов
оказалась в Катаре.

В 2015 году звание самой дорогой картины за всю историю завоевала работа Поля Гогена «Когда ты
выйдешь замуж?». Однако сам факт, что картина «Игроки в карты» так высоко оценена, говорит о
том, что игральные карты в живописи играют огромную роль.
Тема карточной игры часто возникает в европейской, в том числе и французской, живописи.
Достаточно упомянуть картину из музея Гране в Эксе братьев Лененов, которая в какой-то мере
вдохновила Сезанна на создание одноименных произведений. Однако игра – это только фон, чаще
всего жанровых сцен. История игральных карт говорит нам, что карты являются неотъемлемой
частью жизни разных слоев общества, и именно азартные игры раскрывали сущность их
представителей в различных ситуациях, что и старались запечатлеть художники на своих полотнах.
Наиболее острая тема на подобных картинах – это тема обмана в азартных играх. Так, скажем,
Караваджо, который известен своими реалистичными изображениями повседневных ситуаций в
жизни, изобразил на своей знаменитой картине «Шулеры» (1596), как обманщик берет игральную
карту из-за пояса сзади по сигналу своего сообщника. Сообщник же, в свою очередь, видит карты
противника обманщика и сообщает ему необходимую информацию.

В жанровых картинах, где в тех или иных ситуациях появились игральные карты, прежде всего очень
четко раскрываются характеры и психологизм их персонажей. На той же картине Сезанна самих карт
на полотне почти не видно, поскольку автор заинтересован фигурами своих героев, их манерой
сидеть за столом, сдержанными и одновременно яркими одеждами — то есть пластикой и цветом. А
также, несомненно, зрителя завораживает отношение игроков к игре. У Сезанна они спокойны и
неторопливы. Для его персонажей, простых фермеров, игра – это всего лишь небольшая часть досуга.
Они не могут, да и не хотят позволить игре поглотить себя полностью.
В то же время в живописи не раз обыгрывались совсем противоположные ситуации. Так название
картины Адриана Браувера «Драка крестьян во время игры в карты» говорит сама за себя. А картина
Жан-Луи-Эрнеста Месонье «Конец карточной игры» изображает двух заколовших друг друга
мушкетеров, которые явно что-то не поделили.

Еще одна роль, которую играют карты в живописи – это знаки, которые должны помочь зрителю
раскрыть значение картины. Так если знать Значение татуировки карты , которая будет изображена на
теле персонажа полотна, то можно многое понять о его прошлом. А карты, изображенные в
натюрморте, часто вносили в него дополнительный символизм.
Так или иначе игра – это часть жизни, и не удивительно что ее атрибуты так часто появляются в
величайших произведениях искусства.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.