Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Объединение De Stijl за 14 лет собственной деятельности кардинально изменило взор на архитектуру, дизайн, живопись. Оно просуществовало с 1917 по 1931 год. Всё это время выпускался каждомесячный журнальчик De Stijl, где группа разрабатывала свою программку. Идеологи и основоположники объединения – голландцы Питер Мондриан и Тео ван Дуйсбург – основывались в собственной позиции на философской теории математика М.Г. Шенмакерса. Он выражал структуру Вселенной через отношения вертикали (полосы от Земли к центру Солнца) и горизонтали (фактически полосы Земли), также наделял их своими цветовыми обозначениями: жёлтая вертикаль – луч, движение; голубая горизонталь – статика.

Объединение De Stijl оказало огромное воздействие на развитие строительной школы Баухауз. Так именуемая «голландская школа» тоже отыскала своё начало в принципах группы. В том же ключе работали и российские авангардисты – Казимир Малевич, Василий Кандинский. Мир быстро изменялся, и искусству нужен был новый язык.

В 1918 году в журнальчике публикуется Манифест группы, где весь мир приглашён к диалогу о новеньком и древнем мышлении, о борьбе универсального, общечеловеческого с личным, личным.

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Pieter Mondriaan (7.03.1872 – 1.02.1944)

Нидерландский живописец, основатель абстрактной живописи. От импрессионистских пейзажей он приходит к инженерной чистоте и конкретности – Мондриан уверен, что обновление искусства может быть оковём обновления актуальных критерий человека.

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

«Правило прямого угла» (пропорционирование) – этот древний принцип преобразован Мондрианом в «мистерию отношений единичного и множественного, мужского и дамского, противопоставление вертикалей и горизонталей». Его палитра цветов – это главные цвета диапазона и «не цвета» (чёрный, сероватый, белоснежный), которые служили связями в композиции.

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Jacobus Johannes Pieter Oud (09.02.1890 – 05.04.1963)

Голландский конструктор, выразивший трёхмерно эстетические принципы группы. Строгость, математичность, чётко артикулированная композиционная составляющая приближают его строительный почерк к функционализму. И всё-таки новое время накладывает собственный отпечаток. Тонкий фасад кафе De Unie (1924-25 гг.) становится строительным манифестом группы.

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Оуд занимает должность головного конструктора Роттердама – новенькая архитектура «легализуется», возникают целые жилые кварталы, организованные по принципам De Stijl.

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Новые «пролетарские дома» — это ,в главном, дешёвое и комфортное жильё. Якобус Оуд отторгает «идеализм» исторических стилизаций и орнаментики.

Georges Vantongerloo (6.10.1886 — 24.11.1965)

Пластика нового строительного языка вбирает в себя и скульптурную составляющую команды De Stijl . Работы бельгийского художника Жоржа Вантонгерлоо – это путь от беспредметной живописи к фигуративному искусству.

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Но, Жорж выходит из группы в 1921 году, потому что его живопись и статуя уже не могут быть ограничены ортогональными линиями и основными цветами, как того просит незапятнанная мысль De Stijl.

Gerrit Thomas Rietveld (24.06.1888 – 25.06.1964)

Мысль конфигурации людского сознания через среду стопроцентно воплощена в творчестве Ритвелда. Он заходит в De Stijl в 1918 году, когда презентует собственный новый арт-объект – Красно-Синий стул. Главные цвета, геометричность, многофункциональность (конкретно этому стулу мы должны возникновением всем знакомого дивана-кровати).

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Не считая того, Ритвелд разрабатывает уникальный дизайн для каждого предмета интерьера в своём главном проекте – доме Шрёдер.

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Дом Шрёдер (1924г.) – квинтэссенция мыслях и принципов группы. Это 1-ый дом с открытой, свободной планировкой. Нижний этаж – традиционен, в сетке серьезных стенок. 2-ой же – сам Ритвелд называл его просто «чердак» — место, способное стопроцентно изменять свою конфигурацию благодаря передвижным перегородкам. С 1-го этажа на 2-й устроен лифт для подачи пищи при том, что кухни как такой в доме нет – по желанию Трусси Шрёдер в каждом помещении предвидено место для керосиновой плитки.

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Реставратор дома, Бертус Мюллер: «Она желала жить в пространстве, где ничто не предопределяло бы её жизнь, не было бы никаких приёмных и гостиных. Для многих, естественно, это стало бы равнозначным переезду на Луну».

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Theo van Doesburg (30.08.1883 – 7.03.1931)

Этот голландский конструктор утверждал, что художник-дизайнер-инженер и есть творец, который создаст новый предметный мир для обновлённого человека.

Неопластическая архитектура Дуйсбурга – оживленна, модульна и развивает принципы «универсального языка». Тео ван Дуйсбург считал, что планировка должна быть выражена в фасаде, а интерьер – непременно собирается подобно конструктору и трансформируется по необходимости.

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

Дуйсбург, как и Ритвелд, не упускает мелочей: окно, дверная ручка, стул включены в композиционную сетку, которая, в свою очередь, строится на принципе «динамического равновесия».

«Четырёхугольник есть символ нового людского общества. Квадрат означает для нас то же, что крест обозначал для первых христиан». Модуль, сетка, геометрия и чистота решения.

Объединение De Stijl: 14 лет, которые изменили мир

В 1931 году Тео ванн Дуйсбурга не стало. Совместно с ним закончило своё существование и объединение De Stijl, где к тому времени накопилось много противоречий. Сам Дуйсбург в 1926 году пишет новый «Манифест элементаризма», в каком отторгает эстетику De Stijl.

И всё же эти 14 лет сначала 20 века стали отправной точкой нового дизайна, новейшей архитектуры для всего мира. Совместно с русским авангардом эта страничка истории искусства стала по-настоящему пророческой, навечно изменив взор человека на предметный мир.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.