Фрэнк Ллойд Райт – южноамериканский конструктор, основатель органической архитектуры – родился 8 июня 1867 г. в городке Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая познания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Института. После чего ушел «на свободные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в строительную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инноваторским в работах Райта было внедрение сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, внедрение кондюков, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, сначала, от ландшафтных критерий и за свою карьеру успел выстроить 363 объекта.
1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)
Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за богатства горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Огромные свесы крыши дают чувство защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Верно выслеживается сомасштабность строения человеку.
2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)
К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтоб поправить свое положение, конструктор организовал в собственной резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит обучаться Эдгар Кауфман. Конкретно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект пригородного дома, который стал одним из самых узнаваемых творений конструктора.
3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)
Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Соответствующие черты комплекса: низкие крыши скрытые гонтом, каменные стенки, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев – резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом два раза мучился от пожаров и стопроцентно перестраивался.
4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)
Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Стране восходящего солнца. К дому ведет длинноватая дорога через живописную равнину. У парадного входа прямо в стенках предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окружностей. Центром интерьера является камин – Райт нередко использовал этот прием в собственных проектах. Как дань японским традициям, стенки отчасти выполнены из глины. Вереницу трапециевидных труб удалось прибыльно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.
5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)
Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также конструктор вдохновился постройками майя, потому объем сформирован с помощью 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник – звезду Давида.
6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)
В проекте Райту принципиально было учитывать сейсмологические особенности местности и достигнуть стойкости строения. Благодаря консольной подвеске этажей, также массивному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.
7. Кабинет компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)
Проект увлекателен тем, что в здании размером 69?69 м нет окон. В интерьере конструктор применил особые древовидные колонны. Особое освещение делает подходящие условия для работы, невзирая на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и в почти всех других его проектах.
8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)
Солнечный полукруг – заглавие плана, который выдумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и стопроцентно изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникания солнечного тепла в дом даже зимой.
9. Кабинет компании Larkin (Буффало, New-york, США, 1906 г.)
Здание из красноватого песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Тут Райт применил витражные окна со железными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стенки были изготовлены из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникания солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, невзирая на протесты строительного общества, в 1950 году здание было снесено.
10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (New-york, США, 1959 г.)
Назван так в честь собственного основоположника Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, снутри же интерьер припоминает раковину, в центре которой – застекленный дворик. По плану конструктора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же подразумевается по пандусу, повдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) размещены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу ввысь.
Текст: Марина Теплова