Показатели эстетических свойств

Эстетические свойства товаров характеризуются следующими эстетическими показателями: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность внешнего вида. Они, в свою очередь, разбиваются на единичные показатели.

Информационная выразительность (информативность) характе­ризует способность товара отражать сложившиеся в обществе эс­тетические представления и культурные нормы. Информативность формы складывается из следующих показателей: художественио- образная выразительность (знаковость), оригинальность, стиле­вое соответствие, соответствие моде.

Знаковость — эстетический показатель, характеризующий художественно-образную выразительность в форме товара соци­ально значимой информации (назначение, изящество, образ-ас­социация, современность, эмоциональный характер владельца, профессиональный статус и др.). Знаковость — это способность формы вызывать определенные чувства у человека, создавать ему нужное настроение, выявлять назначение издел^, отражать на­циональные особенности и характерные черты продукции данно­го предприятия. Так, фарфоровая посуда повседневная и празд­ничная должна различаться образной характеристикой, создавае­мой формой, пропорциями, характером декора и колористичес­ким решением. Различия должны быть настолько ощутимы, что­бы характер использования не вызывал сомнений.

Оригинальность — эстетический показатель, характери­зующий своеобразие формы, выделяющей данный товар из ана­логичных. Оригинальность весьма существенна в ряда эстетичес­ких показателей, тем более чтр создать оригинальную форму бы­товых изделий, служащих человеку на протяжении многих веков, нелегко. Следует подчеркнуть, что своеобразная форма должна быть содержательной, т. е. соответствовать назначению и характеру ма­териала, обеспечивать удобства.

Стилевое со отв е т с т в и е — эстетический показатель, ха­рактеризующий устойчивость формы и средства художественной выразительности, свойственные определенном^историческому этапу развитая общества. В пределах стиля могут сменяться стиле­вые направления, иногда сильно отличающиеся друг от друга.

Соответствие моде — эстетический показатель, характе­ризующий внешний вид товара и временно господствующие эсте­тические вкусы. Для одежды, обуви, украшений и других изделий соответствие моде — важный эстетический показатель, определя­ющий характер спроса и удовлетворение потребностей.

Рациональность формы — комплексный показатель, характери­зующий соответствие формы объективным условиям производ-

ства и эксплуатации товара, а также его функционально-конст­руктивную сущность. Рациональность формы определяют несколько единичных показателей: функциональная, конструктивная, тех­нологическая и материальная обусловленность, эргономическая приспособленность.

Функциональная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара его на­значению. Форма изделий должна безошибочно указывать на их назначение. Так, силуэт, пропорции, колористическое решение, хараісгер отделки одежды для молодежи существенно отличаются от тех же показателей одежды для взрослых и ясно свидетельству­ют о ф возрастной принадлежности.

Конструктивная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара его кон — структивнбму решению. В конструкции сковороды, например, сле­дует предусматривай. Возможность использования ее для жаре­нья, тушения, варки на пару и выпечки; достаточную толщину дна и стенок, чтобы предупредить пригорание пищй; форму крыш­ки и плотность ее прилегания, чтобы обеспечить достаточное па­рообразование, и т. д.

Т е х н о л о ш ч е с к а я о б у с л о в л е н н о с т ь — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара приме­няемым материалам и технологии. Внешйие очертания и пластика формы должны соответствовать свойствам материала. Если для изделий из металла возможны и оправданны жесткие формы с резкими переходами от одной части к другой, то для изделий из єтеасіа мі’4ір^амики, которые формуют в пластичном состоянии, прййщдая&яьнее плавные линии контура, большие радиусы со- п|*яя«н«&Аеталей. Пластика формы определяется также и мето- дШ<ерваговления изделий. Например, стеклянные изделия, изго­товляемые методом свободного формования, имеют более мяг­кие,’текучие формы, чем прессованные.

Материальная обусловленность — эстйгичкгкийпо­казатель, характеризующий соответствие материала функциональ­ному назначению и условиям потребления товара. Материал, из которого изготовлено изделие, по своим физико-химическим свой­ствам должен отвечать функциональной задаче: быть гигиенич­ным, термически устойчивым, иметь оптимальные теплопровод­ность и теплоемкость. Желательно, чтобы материал отличался де­коративностью» і

Эproцом ическая приспособленность, т.е. соответ­ствие эргономическим требованиям, — эстетический показатель, характеризующий способность формы иэдедшя создавать мака*- мальные удобства при использовании. — Форма сковороды должна обеспечивать удобный захват и удерживание с учетом ее массы с продуктами, удобный захват и удерживание крьпдки, удобную установку сковороды с крышкой на плиту и в духовой шкаф, легкость вынимания пищи, чистки и мьггья, исключать возмож­ность травмирования о ручку, корпус, крышку.

Целостность композиции — комплексный показатель, характе­ризующий гармоничное единство частей и целого, органичную взаимосвязь элементов формы и согласованность изделия с ан­самблем других товаров. Он включает в себя единичные показате­ли: организованность объемно-пространственной структуры, тек- тоничность, пластичность, колорит и декоративность, упорядо­ченность графических и изобразительных элементов.

Организованность объемно-пространственной структуры — эстетический показатель, характеризующий про­странственное строение формы, ее масштабную, пропорциональ­ную и ритмическую структуру. Все элементы формы должны быть органически связаны друг с другом, соразмерны, соподчинены, иметь единый характер. Изделия должны быть масштабны челове­ку, а изделия, функционирующие в интерьере, масштабны другим изделиям интерьера. В структуре изделия выделяют глав­ные и второстепенные детали. Характер и размеры формы второ­степенных деталей надлежит увязывать с характером и размерами формы главных деталей. В пространственно-сложйых изделиях сле­дует избегать деталей с самостоятельными композиционными ося­ми. Организованность объемно-пространственной структуры дос­тигается с помощью средств композиции.

Тектоничность — эстетический показатель, характеризу­ющий художественное осмысление реальной работы конструкции и материала (ясная тектоника, неясная тектоника). Форма любого изделия должна быть тектоничной, т. е. в форме должна отражать­ся работа конструкции. Например, форма тех частей изделия, ко — торые являются несущими, должна выражать прочность и воз­можность выдержать нагрузку. Несомые части должны быть более легкими. Тектоничность выражается также в соответствии формы характеру материала и способу его формования. Изделия из пласт­масс должны смотреться пластмассовыми, изготовленными как одна деталь. Изделия из дерева требуют склеивания деталей или соединения их другими способами, что также должно отражаться в форме. В любых случаях при нарушении связи конструкция—мате­риал— формаизделие неможет быть композиционно целостным.

Пластичность—- эстетический показатель, характеризую­щий взаимопереходы и связи объемов, плоскостей, элементов и очертаний формы товара. Пластичной считается рельефная скульп­турная форма с мягкими переходами основных образующих. В пла­стике большое значение имеют нюанс формы, тонкое соедине­ние элементов. Необходимо соблюдать закономерности построе­ние сложных поверхностей, чтобы свеггойые блики не располага­лись хаотично, не разрушали форму. За счет пластичности фор­

мы, рационального распределения света и тени можно связать воедино элементы формы, добиться ее целостности.

Колорит и декоративность — эстетические показате­ли, характеризующие взаимосвязь цветовых сочетаний и особен­ности использования декоративных свойств материалов. Цвет дол­жен быть увязан с назначением и общей композицией формы. Он логически дополняет л завершает всю крмпозицию, подчеркива­ет особенности объемно-пространственной структуры и тектони­ки изделий. Посредством цвета можно выделить или ослабить эле­менты формы; соподчинить и объединить ее элементы, выявить масштабность. Цвет позволяет улучшить не совсем удачные про­порции, обострить или сделать нейтральным характер формы. Так, пластичность формы становится более богатой при использова­нии цветового нюанса. А форма сложной структуры усиливается цветовым контрастом. Чрезвычайно важным условием целостнос­ти и выразительности композиции является цветовая гармония, т. е. такая комбинация цветов, которая Производит впечатление единства, согласованности и созвучия, создает нужную образность вещи, раскрывает ее содержание.

Упорядоченность графических и изобразитель­ных элементов — эстетический показатель, характеризую­щий соподчиненность графических и изобразительных элементов композиционному решению формы изделия. Изобразительные эле­менты должны увязываться с формой по характеру, размеру, цве­ту и своеобразно представлять сущность изделия.

Совершенство производственного исполнения — комплексный показатель, характеризующий условия производства товара. По­казатель^значительно влияет на восприятие изделий и всегда учи­тывается при оценке их свойств, хотя и не является собственно эстетическим свойством. Совершенство производственного испол­нения определяйся качеством изготовления видимых элементов формы, тщательностью нанесений защитных и декоративных по — крЬопйй, четкостью контуров, скруглений и соединений частей изделий и соответствием их художественно-конструкторскому за­мыслу. Показателем совершенства производственного исполнения являются также четкость исполнения фирменных и маркировоч­ных знаков, рациональность и рекламная выразительность внуг — ренней упаковки товаров. Внутренняя упаковка должна не только сохранять товар, но и быть эстетически привлекательной, чтобы надлежащим образом «представлять* его и рекламировать. Она должна быть увязана с характером товара. Особенно это важно для парфюмерно-косметических товаров. Например, форма и Матери­ал флакона и коробки длй духов должны обогащать их «образ». Эстетическое й психологическое значение имеет не только содер — жание текстов, но и шрифт и цвет для рекламных надписей. Над­писи, цвет, декоративные детали не должны быть кричащими.

Стабильность внешнего вида — комплексный показатель, ха­рактеризующий способность эксплуатации товара по назначению. Он определяется устойчивостью и сохранностью элементов и по­верхностей формы товара от повреждений, скоростью стирания и изменения декоративных покрытий в условиях эксплуатации. Так, например, этот показатель характеризует сохранность внешнего ввда одежды, цвета, пластики, рисунка и фактуры материалов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.