Фрэнк Оуэн Гери (истинное имя Ephraim Owen Goldberg) появился на свет 28 февраля 1929 г. в еврейской семье иммигрантов из Польши. В подростковом возрасте Гери не один раз подвергался нападкам со стороны ровесников на почве антисемитизма и, когда ему чуть исполнилось 17, семья перебралась в Америку. Там Гери сумел выучиться в строительной школе, пройти службу в армии и продолжить образование в Гарварде, где изучал градостроение и планирование среды. Будущий законодатель деконструктивизма питал особую страсть к четким наукам.
В 1962 году возникает студия Frank O. Gehry & Associates – конструктор достаточно рано получает возможность трудиться в без помощи других собранном авторском коллективе. Принципно внимательное отношение к спецам – отличительная черта кадровой политики Фрэнка Гери.
В 1972 году Гери заявит о для себя: «Я – Архитектор». Ранее момента деятельность его была больше связана с дизайном мебели – Гери занимался созданием картонных стульев.
1. Музей дизайна Vitra (Вайль-на-Рейне, Германия, 1989 г.)
1-ый строительный проект за пределами США был выполнен для компании Vitra. Уникальность проекта заключается в том, что в границах 1-го сооружения Гери удалось сделать место связей для самых разных сфер дизайна. Не считая экспозиционных залов тут предусмотрены помещения для деловых встреч, имеется также пожарная станция, спроектированная малоизвестной тогда ещё Захой Хадид.
2. Общественная библиотека им. Питера Льюиса (Кливленд, США, 2002 г.)
Внутреннее место библиотеки спроектировано таким макаром, чтоб гости могли просто разговаривать и вести взаимодействие. Не считая книгохранилища, атриумов, тут есть также учебные аудитории, в каких проводятся мастер-классы и лекции. Аудитории имеют сложную форму, не повторяют друг дружку – это делает работу в группах увлекательнее и легче, человек как будто освобождается от неких соц кандалов, попадая в такое необыкновенное место.
3. Музейно-выставочный комплекс EXMP (Сиэттл, США, 2000 г.)
Зачинателем проекта Музея американской поп и рок-музыки был Пол Аллен – основоположник Microsoft Corporation и фанат творчества Дж. Хендрикса. Интерактивный музейно-выставочный центр облицован нержавеющей сталью и крашеным алюминием. В составе помещений – «Небесная церковь», безупречная музыкальная площадка, воплощённая мечта Хендрикса – место 30-метровой высоты с прелестной акустикой и фризом из видеопроекций. Гери предугадал также звуковую лабораторию – тут хоть какой гость может сделать свою музыку, как он её осознает и ощущает.
Подробнее об этом проекте тут.
4. Зал Уолта Диснея (Лос-Анджелес, США, 2003 г.)
Фрэнк Гери — один из основоположников BIM (способ сотворения Информационной Модели Строения), никогда не работает с компьютерными средствами и проектирует только вручную. Он собирает вокруг себя экспертов, чтоб воплотить свои неописуемые планы. Концертный зал Уолта Диснея – итог труда 60 графиков, инженеров, моделлеров. Сложные, текучие формы, любимая нержавеющая сталь в качестве отделки фасадов.
5. Центр Мэгги (Шотландия, 2003г.)
Реабилитационный центр информирования и помощи людям в борьбе с онкологическими болезнями Гери проектировал в содружестве с Ч. Дженксом. Из-за серьезных геометрических форм сооружение кажется более размеренным, ежели другие проекты Гери – конструктор обладает не только лишь чувством формы, да и такта.
6. Музей MARTa (Херфорд, Германия, 2005 г.)
Публичный центр появился по инициативе властей – в Херфорде возлагали надежды на повторение «Эффекта Бильбао». Проект органично вписан в среду, благодаря избранному в качестве отделочного материала классическому красноватому кирпичу.
7. Бикман Тауэр (New-york, США, 2008 г.)
Жилая башня в 76 этажей добивается высоты более 265 м. Несущий каркас – железобетонный, фасады – обычная для Гери нержавеющая сталь. Тут запроектированы: школа, открытый бассейн, художественные студии, библиотека. Создаётся чувство, что на верхних этажах Бикмана могли бы поселиться все голливудские злодеи.
Подробнее об этом проекте тут.
8. Дом Opus (Китай, 2012 г.)
Многочастная структура, сдвиги и изломы находятся в сильном контрасте с природным окружением. Дом построен на идиллическом зелёном холмике, облицован янтарным испанским камнем и заявляет о победе деконструктивизма, урбанизма над ограниченностью форм.
На нижних этажах – двухуровневые квартиры с садом и бассейном, а любой из последующих 10-ти отведён под одну квартиру площадью 560-640 м?.
9. Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания, 1997 г.)
Всем узнаваемый музей современного искусства на берегу реки Нервьон. Сам Гери в один прекрасный момент произнес последующее: «В этом «Эффекте Бильбао» нет ничего нового. Это то же самое, что сказать Эффект Парфенона либо Эффект Нотр-Дама. Это журналисты его так назвали, а не я. Ни для кого не новость, что архитектура имеет своё отражение во всём: она может поменять судьбу городка, страны, человека и целого народа. И даже спасти кого-то».
10. Резиденция Гери (Санта-Моника, Калифорния, США, 1987 г.)
С этого проекта начинался Фрэнк Оуэн Гери, каким мы знаем его. «Мне нравится мысль бросить дом нетронутым и возвести новый вокруг него». Главные постулаты конструктивизма отражены в этом смелом проекте. Купив этот домик и поселившись в нём совместно с женой, будущий Лауреат премии Притцкера очень попортил дела с соседями, сделав из собственного жилья произведение строительного искусства.
Текст: Нина Белоснежная