| Под формообразованием продукции дизайна следует понимать осуществляемое по законам социальной целесообразности, пользы, красоты, прочности и экономичности художественное конструирование промышленных изделий.
Форма (лат./опив — форма, вид, образ) имеет несколько смысловых значений. В философском аспекте это структура, внутренняя организация, способ существования предмета, В дизайне под формой понимают выражение или внешнее проявление структуры изделия или комплекта вещей. Форма имеет также определенный психологический смысл как система символов и знаков, несущих соответствующее содержание, информацию, в частности, о свойствах и качестве товаров.
Форма является активным компонентом объекта, объединенным с содержанием не только прямой, но и обратной связью и способным влиять на содержание. Форма включает в себя две орга нически взаимрсвязанные стороны: внутреннюю гг структуру и внешнюю — ее обозримую пластическую оболочку. Форма более устойчива, чем содержание, менее подвижна и отстает от развития последнего, стареет, вступает с ним в противоречие. В результате старая форма сменяется новой и содержание получает возможность для своего дальнейшего развития.
Создавая; новую форму, дизайнер учитывает обычно три ее аспекта; функциональный, конструктивный и эстетический. Учет их зависит главным образом от назначения изделия, от доминирующих, определяющих требований для данного предмета. Для машин и приборов доминирующими являются технические данные и требования эргономики, поэтому при создании формы дизайнер прежде всего учитывает функциональный аспект. Основной критерий при создании формы товаров бытового назначения — полезные свойства материала и конструкции, поэтому дизайнер начинает проектирование с конструкции. Конструкция выступает как эстетический элемент. Форма чисто декоративных изделий (серьги, броши, бусы и др.) должна удовлетворять эстетическим потребностям.
Развитие формы носит циклический характер. Она зарождается, проходит высшую стадию развития и исчезает. Это особенно проявляется в конструкциях одежды и обуви. Развивается форма таким образом, что сначала постепенно изменяются ее элементы и части (цвет, фактура материала, декор и др.), которые имеют кратковременные тенденции. Форма как бы пульсирует, изменяя в различные интервалы времени те или иные части. Развитие формы не может происходить бесконечно. Исчерпав свои возможности, данная форма исчезает, а вместо нее появляется другая, с новым содержанием. Интенсивность развития формы неодинакова для различных предметов. Форма одних более стабильна (транспортные средства — автомобили, трамваи, тепловозы и т. п.), других — менее стабильна, более динамична (например, одежда, обувь, товары культурно-бытового назначения — телевизоры, радиоприемники, часы) В некоторых случаях форма сохраняется даже на протяжении длительного Исторического Периода, она отражает определенные прогрессивные тенденции эпохи и является результатом не индивидуального мышления, а социального отбора.
Отдельные формы входят в арсенал исторических как классические, в которых найдено оптимальное соотношение между эстетической и утилитарной функциями. Классические формы некоторых видов одежды и обуви являются и сейчас для нас нормативными, а изделия, создаваемые на их основе, — образцовыми. Классическими формами обладают, например, свитер, жшіет, пальто-реглан, фрак, туфли-лодочки и др. Форма является носителем информации о полезности изделия, она наиболее доступна для восприятия человёком, который в своей практической деятельности находит свяЭи между зрительно воспринимаемой струк^ турой товаров и их полезными свойствами.
К числу формообразующих факторов относят назначение, функцию изделия, конструкцию, технологию производства и материал, из которого оно изготовлено, стиль и моду, национальные особенности. Форма изделия в максимальной степени должна со — ответстбовать его назначению, способствовать выполнению заданных функций и быть удобной в эксплуатации. Между формой и функцией существует и обратная связь. ФункцйЗя определяет форму, но и форма, в свою очередь, влияет на функцию, организует ее. Функционально и конструктивно оправданная форма обеспечивает, во-первых, использование предметов с максимальным удобством, облегчает уход за ними, повышает производительность и условия труда (различные бытовые машины и приборы); во — вторых, улучшает гигиенические свойства (одежда, обувь, мебель и другие предметы домашнего обихода) и, наконец, повышает потребительский спрос на них, помогав» определить их экономическую целесообразность.
Другой фактор, определяющий форму изделий, — конструкция, под которой понимают взаимное’тйсположение отдельных^ частей И элементов, способы их соединения и взаимодействия. От конструкции зависит функциональность изделий. Конструкция изделий в значительной степени диктует их форму. Форма организует конструкцию, способствует ее совершенствованию, дела — s ет ее удобной в эксплуатации, поэтому форма и конструкция должны быть органически связаны. ‘
Форма изделий, ее рациональность, выразительность, гармоничность и целостность в немалой степени зависят от материала, из которого они изготовлены. Материал влияет на форму предмета не непосредственно, а через конструкцию. В элементарных конструкциях материал непосредственно влияет на форму изделия.
Красота формы во многом обусловлена технологией изготов- ления изделия. Строгая простота, лаконичность и выразительность формы, вытекающие из функционального назначения вещи, зависят от способа ее получения, числа технологических переходов, уровня механизации и автоматизации процессов производства. Способ производства непосредственно влияет на форму. Например, изделия из пластмасс, полученные прессованием, имеют более жесткую форму, чем выдувные. Поверхность последних более гладкая, зеркальная, на Них нет следов разъемных форм и более плавно очерчен силуэт.
Немалое влияние на создание формы оказывают национальные традиции. Наиболее наглядно это проявляется в костюме. Под костюмом понимается определенная система организации вещей (одежды и обуви) в единое утилитарно-художественное целое. Это целое предусматривает связь человека с окружающей средой, которая проявляется с помощью социальных и национальных признаков как ill общем, так и в индивидуальном выражении. Ярко проявляются национальные особенности также в формах изделий из керамики, стекла, металла и др.
Большую роль в формировании эстетических свойств изделий играют стиль и мода. Стиль эпохи проявляется в формах предметного мира, в системе их организации. Основные черты стиля и идей любой эпохи всетда находят свое отражение в архитектуре, костюме, внутреннем убранстве жилищ, предметах быта и т. д., но могут происходить изменения форм, существующих непродолжительное время; Такие изменения принято называть модой. В моде проявляется естественное стремление человека к обновлению предметной среды, совершенствованию и изменению форм одежды. . ■ ^
Мода в отличие от стиля распространяется на предметы быта и главным образом на предметы потребления (одежда, обувь и т. д.).