Имитационная отделка

Имитационную отделку поверхностей мебели под цен­ные породы древесины в условиях домашних мастерских выполняют методом разделки.

Имитация мебели под ценные породы древесины методом разделки — один из древ­нейших способов художественной отделки изделий из древесины.

Инструментами для разделки являются круглые и плоские кисти, резиновые гребеш­ки и металлические гребни. Резиновые гребешки изготовляют из резиновых пластин тол­щиной 3—5 мм, по краям которых нарезаются зубья.

При разделке надо иметь образцы древесины, под которую разделка выполняется.

Подготовку поверхности под разделку происходят так же, как под окраску масляны­ми эмалями. Сущность способа разделки сводится к следующему.

На подготовленную поверхность наносят слой грунта. Так как при высыхании цвет грунта становится темнее, цвет наносимого грунта должен быть немного светлее фона об­разца древесины. Например, для грунта под светлый дуб рекомендуются на 100 вес. ч. цинковых густотертых белил добавить 15 вес. ч. охры золотистой. В густотертую краску вводят охру и тщательно перемешивают с добавлением олифы, скипидара или уайт-спи­рита.

После высыхания фона на него наносят разделочный слой более темного цвета. В приведенном примере разделки под светлый дуб для разделочного слоя рекомендуют­ся охра золотистая 100 вес. ч. и умбра натуральная 30 вес. ч., замешанные на олифе с добавлением скипидара или уайт-спирита.

Приведенные рецепты составов для грунта и разделочного слоя под светлый дуб мо­гут варьироваться в значительных пределах в зависимости от подобранных образцов древесины.

При разделке под орех в составе грунта и разделочного слоя применяют коричневые пигменты, например, умбру жженую, а при разделке под красное дерево красные пигмен­ты, например, сурик железный и другие.

Свеженанесенный разделочный слой служит основой для разделки под текстуру дре­весины. Технологическая последовательность операций разделки приведена на рис. 56. Сначала резиновыми гребешками частично снимают разделочный слой так, чтобы ос­тавшиеся на поверхности полосы воспроизводили рисунок тангенциальный (рис. 56 с) или радиальный (рис. 56 б) текстуры древесины

После нанесения по всей поверхности рисунка текстуры древесины приступают к растушевке текстуры кистью, расширяя слои текстуры к периферии (рис. 56 в).

Наиболее сложным при разделке под текстуру древесины является имитация пор дре­весины. Ее выполняют металлическим гребешком с очень мелкими зубьями (рис. 56 г) или накатывают специальными стальными роликами. Поры имитируют, когда разделочный слой несколько подсохнет.

После высыхания разделочного слоя поверхность лакируют светлыми ПФ лаком. Пе­ред лакированием поверхность иногда покрывают лессировочным составом (рис 56 д), который зрительно углубляет текстуру древесины, делая ее более рельефной. Цвет лессировочного состава подбирают немного темнее цвета грунта.

Для приготовления лессировочного состава применяют пигменты с показателем пре­ломления лучей света, близким к показателю преломления пленкообразователя (связую­щего). Этими свойствами, например, обладают пигменты определенной дисперсности (тонкости помола) сиены натуральной и жженой и умбры натуральной и жженой.

Сиена — природный пигмент от желтого до коричнево-желтого цвета. При прокали­вании сиена темнеет, приобретая красновато-коричневый цвет (сиена жженая). Сиена малоукрывиста и дает просвечивающие (лессирующие) покрытия.

Умбра — природный пигмент коричневого цвета. При прокаливании темнеет (жженая умбра). Умбра принадлежит к укрывистым пигментам и применяется для приготовления лессирующих покрытий под орех, мореный дуб, красное дерево.

Лессирующие покрытия приготовляют на масляных (олифа) или водных (пиво, квас) связующих. Показатели преломления лучей света льняного масла 1,479, воды 1,33. По­казатели преломления пигментов в зависимости от тонкости помола указываются в пас­порте пигмента на упаковках.

Для приготовления масляных лессирующих составов сухие пигменты растирают на разбавителе (скипидар) и смешивают с олифой в соотношении 1:1. Водные лессирую­щие составы приготовляют разведением пигментов в хлебном квасе или пиве до рабочей вязкости. Количество пигментов подбирают экспериментально, путем пробных покры­тий.

Нанесенный сырой лессировочный слой осторожно осветляют в отдельных местах мягкой ветошью, затем кистью слегка растушевывают поверхность. После высыхания лес­сировочный слой покрывают светлым ПФ лаком два раза с промежуточным шлифовани­ем порошком пемзы или шкурками с мелкими абразивными зернами (микронными) № М-20, М-40.

Качество имитации текстуры древесины методом разделки может быть очень высоким и во многом зависит от мастерства исполнителя. На рис. 57 показан набор крестьянской мебели для обеденной зоны, изделия которого разделаны под дуб. Таким набором мож­но украсить помещение дачного и сельского дома.

В настоящее время способы имитации текстуры древесины методом разделки во мно­го утрачены. Однако ввиду все увеличивающего недостатка в шпоне из древесины лист­венных пород и высокой его стоимости улучшение декоративных свойств мебели методом разделки в условиях домашних мастерских приобретает актуальное значение. Для кон­сультации по методам разделки на начальном этапе робот целесообразно привлечь ква­лифицированного мастера-альфрейщика.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.