Ручная набойка — один из видов художественного оформления тканей. Набойка имела широкое распространение на большей части территории России. Печатным рисунком украшали льняной и конопляный холсты, шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные ткани. Из набивных тканей шили сарафаны, юбки, занавески, скатерти и многие другие изделия.
При набойке узор наносили на ткань специальными печатными досками (манерками), имеющими резной плоскорельефный рисунок. Наряду с резными манерками использовали доски с вбитыми в них гвоздиками, проволочками, поставленными на ребро пластинами металла. Печатной формой с такими элементами наносили графический рисунок. Делали манерки и с комбинированными элементами рисунка, когда резной орнамент дополняли детали из металла.
Для выполнения многоцветного узора число манерок должно соответствовать числу цветов. Для каждой краски делали специальную печатную форму, с помощью которой печатали определенный фрагмент узора. В оформлении сложных по цвету и орнаменту штучных изделий число манерок доходило до 60 и более.
В России набойка была в основном одноцветная, с четким графическим рисунком. Однако со второй половины XIX в. появляются яркие шерстяные и полушерстяные набивные платки и шали с пышным растительным орнаментом. Производство таких платков было организовано в старом центре текстильной промышленности — Павловском Посаде под Москвой. Здесь выпускали платки со сложным рисунком, в каждом из них насчитывалось до 50 цветов и оттенков. Орнамент платков необычайно разнообразен: крупные растительные мотивы, цветочные гирлянды, объемные розы, маки и другие цветы. Для изготовления платков применяли анилиновые красители: яркие розовые, зеленые и синие цвета приобретали особое звучание на черном, а позже и на цветном фоне.
В современном производстве большую часть павловопосадских платков декорируют способом фотопечати на столах с ручным
переносом матриц, часть платков — на печатных машинах с цилиндрическими медными валами. Но для декорирования наиболее сложных и уникальных платков сохранена технология ручной набойки.
Ручная роспись тканей (батик) как прием украшения современных текстильных изделий привлекательна тем, что она дает возможность художнику создать на ткани свободную композицию с разнообразными мотивами. В технике горячего и холодного батика выполняют сложную орнаментацию вплоть до сюжетных сцен. Число цветов для росписи практически не ограничено. Рисунок может быть четким графическим, его выполняют очень живописно с вливанием одного цвета в другой.