Кружевоплетение

Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII в. Мода на кружево, которое дополняло европейскую одежду, привела к со­зданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева.

Ручное кружево выполняют путем переплетения ниток, намо­танных на выемки коклюшек — круглых деревянных палочек, перебрасывая которые мастерица создает нужный узор. По спосо­бу плетения кружева делят на парные и сцепные.

Парным способом кружева плетут несколькими парами коклю­шек в зависимости от ширины кружевной полосы. При сцепном способе число коклюшек увеличивают в несколько раз, плетут от­дельные участки узора, которые потом соединяют вязальным крюч­ком. В парной технике выполняют обычно мерные кружева: их можно отмерить и отрезать в нужном количестве, в сцепной тех­нике штучные изделия: скатерти, салфетки, занавески, дополне­ния к одежде (рис. 6.23). Кружево на коклюшках плетут с помо­щью разнообразных приемов: полотнянки, насновки, сетки, пле — тешки, паучки и т. д. Каждый из этих приемов используется мас­терицей в соответствии с задуманным рисунком (рис. 6.24).

Вологодское кружево. Рисунок вологодского кружева строят из условных растительных мотивов, превращающихся в непрерыв-

в

Рис. 6.23. Кружевные изделия:

а — М. Н.Шапельникова. Косынка. Хлопчатобумажные черные и белые катушеч­ные нитки, кружево сцепной техники плетения. 1978 г. Елец Липецкой области; б — А. А. Гужавина. Скатерть. Льняные нитки кремового цвета, кружево щепной техники плетения. 1960 г. г. Советск Кировской области; в — Л. С. Филонова. Ко­нец полотенца. Лен с лавсаном, мулине, вышивка белым тамбуром. 1976 г. Фабрика «Заонежская вышивка» д. Шуньга Медвежьегорского района Республики Карелия

ный орнамент, узор которого четко выделяется на фоне прозрач­ной решетки, образуя ритмические акценты то равномерно плот­ного узора, то облегченного. При плетении вологодских кружев используют различные технические приемы. В одной скатерти мож­но увидеть и прозрачную полотнянку, с помощью которой чаще всего выполняют извивающиеся линии (вилюшки), и плотные насновки, и разнообразные сетки.

Кировское кружево. Кировское кружево, как и вологодское, выполняют на коклюшках, используя сцепной способ, который позволяет плести крупные и мелкие кружевные декоративные изделия. В кировском кружеве в отличие от вологодского расти­тельный орнамент более сложный. Мастера используют множе­ство разделок, переплетений, полотнянку различной плотности. В кружеве кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Решетка сливается с узором, поэтому он стано­вится более нарядным. Мотивы орнамента представляют собой

Рис. 6.24. А. А. Кораблева. Жилет. Деталь. 1978 г. Москва

звездочки-розетки или трилистники, акцентирующие ритмич­ность композиции. Кировские кружевницы создают и уникаль­ные произведения, тематическое содержание которых раскры­вается через изображение символических женских фигур и птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных раститель­ным орнаментом.

Елецкое кружево. Кружевницы Ельца в равной мере свободно владеют парной и сцепной техникой плетения. Особенностями елецкого кружева являются необычайные тонкость и изящество узора. Для него типичны соединяющие узор легкие и воздушные решетки, растительные мотивы особой прозрачности. Более раз­нообразным в последнее время стал цвет кружев. С давних пор в

Кружевоплетение

Кружевоплетение

Рис. 6.25. В. И. Григорьева. Скатерть «Елецкие яблоки». 1977 г. Елец Липецкой области

Ельце плетут черные косынки, растительный рисунок которых хорошо вписывается в трехугольную форму вещи. Многие елец­кие кружевные изделия выполняют в сером цвете, что придает им еще большие легкость и элегантность (рис. 6.25, 6.26).

Михайловское мерное кружево. Особыми чертами характеризу­ется цветное кружево, изготовляемое в Михайловском районе Рязанской области. Его отличает численная техника исполнения, выполняемая без сколка (предварительного рисунка). Узор таких кружев состоит из несложных веерообразных мотивов, округлых розеток, фестонов, разнообразных решеток. Привлекательность кружева заключается в его колорите, построенном на сочетании красных, зеленых, синих, серых и черных тонов.

Рис. 6.26. М. Ф. Целых. Накидка. Деталь. 1958 г. Елец Липецкой области

Балахнинское и белёвское кружево. В г. Балахна Нижегородской области сохраняется парная техника плетения. Это кружево ха­рактеризуется обилием растительных мотивов и очень плотной решеткой. Свой характер имеет и белёвское кружево (г. Белёв Туль­ской обл.), в котором сохранился классический орнамент.

Киришское кружево. Особое место по технике плетения и худо­жественно-стилистическим приемам занимает киришское круже­во (д. Захожье Киришского района Ленинградской обл.). Узор кру­жев состоит из условных округлых мотивов, равномерно заполня­ющих всю поверхность изделия. В узоре преобладают розетки, плав­ные вилюшки, несложные решетки. Для киришского кружева ха­рактерны легкость, прозрачность и тонкость узора.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.