Скульптура Свободы, как всем понятно, была подарком французского народа к 100-летней годовщине американской революции. Правда подарок этот малость опоздал, скульптура была открыта 28 октября 1886 года, только спустя 10 лет после самого юбилея, и не в последнюю очередь по вине самих янки.
Но обо всем по порядку. Поначалу — про ее изготовка и конструкцию.
Процесс производства скульптуры смотрелся последующим образом: поначалу изготавливался древесный каркас, потом из гипса создавался объем и рельеф конечной поверхности будущей скульптуры.
Потом по гипсовому эталону изготавливались древесные формы, по которым молотками отбивали медные листы, придавая им подходящую форму. Точность производства поверхностей сверялась с гипсовым макетом.
Был разработан и сделан несущий металлической каркас, на который позже, с помощью промежного каркаса, крепились медные листы. Проектированием железного каркаса скульптуры занимался Гюстав Эйфель.
Скульптура создавалась только на пожертвования, при этом по договоренности меж правительствами 2-ух государств, америкосы брали на себя строительство постамента, а французы изготовка скульптуры, ее доставку и установка. По обе стороны Атлантики сбор пожертвований проходил достаточно вяло, и приходилось прилагать много усилий, чтоб собрать нужные суммы. Французам требовалось собрать 400 000 баксов на скульптуру, а янки всего 250 000.
Умопомрачительно, но в самой Америке многие были против сооружения скульптуры. Они считали, что это будут зря выброшенные средства, и проводили разные кампании, направленные на остановку сбора средств на строительство. Основным противником выступала газета «New-york таймс», которая не скупилась на статьи с соответственной темой.
Кампанией по сбору средств управлял издатель газеты «New-york Уорлд» — Джозеф Пулитцер, один из основных соперников «New-york таймс». Странички его газеты, напротив, всячески агитировали за сооружение скульптуры и интенсивно рекламировали и поддерживали сбор средств на строительство пьедестала. Результатом этой борьбы было то, что средства на строительство собирались с огромным трудом, и если во Франции кампания по сбору средств была с фуррором закончена, то в Америке до ее окончания было еще очень далековато. В некий момент стало понятно, что при таких темпах, готовая скульптура может никогда не узреть американских берегов. Пробовали провести законопроект о выделении 50 000 баксов на строительство из бюджета Нью-Йорка, но тогдашний губернатор Гровер Кливленд наложил на него вето.
Для увеличения энтузиазма к будущей статуе и вербованию новых пожертвований, в 1876 году, на филадельфийскую выставку, посвященную столетнему юбилею американской революции, был привезет кусок скульптуры в виде руки, держащей факел. На факел можно было подняться по винтообразной лестнице изготовленной снутри. За подъем брали по 50 центов в фонд строительства скульптуры.
После окончания выставки рука с факелом была перевезена в New-york, где пару лет стояла в Мэдисон-сквер парке, дожидаясь окончания работ во Франции. После этих маркетинговых мероприятий сбор средств пошел веселее, но все равно, средств было собрано недостаточно. Не хватало еще практически 100 000 баксов. Пришлось даже запустить слух, что жителям Бостона скульптура тоже очень приглянулась, и мол, они готовы собрать недостающую сумму, но с тем условием, что скульптуру построят в Бостоне, а не в Нью-Йорке. После чего зашевелились нью-йоркцы, и даже оппозиционная «New-york таймс» закончила сыпать критикой и подключилась к компании по сбору средств. Пулитцер пообещал напечатать имя каждого жертвователя на страничках собственной газеты, вне зависимости от того, как мал был его взнос. Эти меры дали подходящий итог. Малыши по всей Америке отправили по одному центу, другие давали, кто сколько может — средняя сумма пожертвовании по стране не превышало 1-го бакса. Недостающая сумма была, в конце концов, собрана.
После удачного опыта с демонстрацией руки с факелом, в 1878 году на интернациональной выставке в Париже была выставлена голова скульптуры. Для того, чтоб подняться вовнутрь головы и поглядеть из окон расположенных в короне, необходимо было приобрести билет.
После того, как стало понятно, что средства собраны и скульптура все-же будет установлена в Нью-Йорке, начался ее пробный установка в Париже. Для этого, из Америки возвратили путешествовавшую там пару лет руку, и скульптура начала расти над городом.
Первыми в мире, скульптуру в собранном виде узрели обитатели Парижа, а не Нью-Йорка.
В это время в Америке начали работы по сооружению пьедестала для будущей скульптуры. Он был выполнен из бетона, и тогда это было самое огромное в мире бетонное сооружение, при этом сам бетон поставляла германская компания, выигравшая тендер.
В углу изображен портрет создателя скульптуры — французского архитектора Фредерика Огюста Бартольди. Он не только лишь создавал скульптуру, да и воспринимал активное роль в кампании по сбору средств на ее строительство. Мысль перевезти руку с факелом на выставку в Филадельфию и слух про Бостон были делом его рук.
Скульптура была разобрана в Париже, упакована в древесные ящики, и на борту французского фрегата «Изере» прибыла в New-york. Еще около года части скульптуры пролежали в ящиках, дожидаясь окончания работ по сооружению пьедестала. После их окончания приступили к монтажу железного каркаса. Полная сборка ее на новеньком месте заняла четыре месяца.
На фото — элементы скульптуры пред ее сборкой в Нью-Йорке.
Изображения скульптуры начали появляться еще до окончания ее монтажа. Вот лишь на первых литографиях была допущена одна, но суровая ошибка — в действительности скульптура глядит в другую сторону.
Церемония открытия скульптуры свершилась 28 октября 1886 года. Церемонией лично управлял, ставший тогда президентом Соединенных Штатов, прошлый губернатор Нью-Йорка — Гровер Кливленд, который совершенно не так давно не давал средств на ее строительство. Днем в городке состоялось торжественное шествие от Мэдисон-сквер до Бэттери-парка, на которое пригласили ветеранов, но запамятовали прислать за ними транспорт.
После пополудни, в акватории провели военно-морской парад, но погода была так страшной, что пришлось отменить торжественный салют. Над водой стоял туман, и с близлежащих берегов зрителям было фактически ничего не видно. Сама церемония открытия была организована только для высокопоставленных лиц, представители общественности допущены туда не были, и там присутствовали только две дамы — супруга Бартольди и внучка Де Лесспесса, председателя французского комитета.
Других дам не пустили под предлогом того, что их могут поранить в массе. Лицо скульптуры была закрыто французским флагом, который должны были сдернуть по окончанию церемонии. Сенатор Эвартс начал гласить торжественную речь и допустил в ней долгую паузу, которую расценили как ее окончание и флаг сдернули. Окончить речь уже не вышло из за звучных рукоплесканий публики и кликов — Ура!
Позвали выступить Бартольди, но он отказался что-либо гласить. Президент Кливленд в собственной речи выдал идея о том, что — «поток света должен пронзить тьму невежества и подавления человека, до того времени, пока свобода озаряет мир». По сути, на статуе горел таковой слабенький свет, что его с трудом можно было узреть с берега Манхеттена. По этому поводу здесь же принялись зубоскалить на страничках прессы, говоря от том, что факел на статуе не будет пылать до того времени, пока Америка не станет свободной государством по сути, а не только лишь на словах.
Официальное заглавие скульптуры — «Свобода, озаряющая мир».
Скульптура является навигационным ориентиром для судов и до 1901 года была в ведении Управления маяков США. В неких фильмах показано, как судно с иммигрантами приплывает к берегам Нового Света, и 1-ое, что они лицезреют на горизонте, — скульптура Свободы. Это совсем не соответствует вправду, доплыть до скульптуры, не заметив берегов пролива Нэрроуз, фактически нереально.
В начальной идее скульптура называлась «Свет Азии» и должна была быть установлена на входе в Суэцкий канал, в Порт-Саиде, в Египте.
Скульптура Свободы есть в Париже, это ответный подарок от янки.
В городке Кольмар, на востоке Франции, родном городке Бартольди.
В Лас-Вегасе.
Скульптура Свободы в городке Бордо, на юго-западе Франции. Он был захвачен германскими войсками во время 2-ой мировой войны, а скульптура сброшена с постамента и отдана на переплавку.
В Токио.
И даже во Львове есть.
Создатель: samsebeskazal