Органическая архитектура — направление в архитектуре XX в., провозгласившее собственной задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их предназначения и определенных критерий среды, подобно форме естественных организмов. Идеи органической архитектуры, в первый раз сформулированные в 1890-х гг. южноамериканским архитектором Л. Салливеном, были развиты его учеником Ф.Л. Райтом. Райт никогда не выстроил бы дом на верхушке холмика – лишь на его склоне, «огибая верхушку, как бровь огибает глаз». Райт призывает отрешиться от деталей, сочленений, «придатков», всего, что загромождает ясные текучие полосы и формы.
1. Casa Mila 1906-1912 Антонио Гауди
Работы Антонио Гауди самобытны в собственной пластике и воплощают многие принципы органической архитектуры. «Гора, сделанная человеком» — фасад сооружения припоминает застывающее каменное море. Скальная громадина многоквартирного дома, возрастающая из-под земли, получила массу прозвищ: «осиное гнездо», «питомник для змей», «депо для дирижаблей»… Гауди намеревался устроить пандусы, чтоб жильцы прибывали на собственных авто прямо к дверям квартир, а критики гадали, кто перед ними – гений либо безумный.
2. Вилла Прайс 1984-89 Барт Прин
Уединённое жилье на берегу Тихого океана гармонически вписано в окружающую среду и как будто повторяет полосы волн. Три врезанных друг в друга объёма опираются на мощные колонны. Покрытие выполнено из дерева, а фонари верхнего света обеспечивают комфортабельный климат снутри.
3. Башня Энштейна 1917 Эрих Мендельсон
По сей день башня употребляется как солнечная обсерватория. Предполагалось выполнить постройку из бетона, но технические трудности и недостаток военного времени сыграли свою роль – материалом строительства стал кирпич. Так как проект не был откорректирован подабающим образом, это повлекло за собой трудности с сыростью и трещинками.
4. Maison Bulle 1990 Антти Ловаг
Венгерский конструктор Антти Ловаг вписал здание в рельеф вулканического происхождения. Перетекания пространств снутри поддержаны благодаря нелинейным формам стенок и роскошно интегрированным элементам мебели. В эталоне, согласно Райту, мебель могла бы являться элементом конструкции дома.
Обладателем дома стал Пьер Карден, по распоряжению которого во «Дворце Пузырей» стали повсевременно проводиться показы и фестивали – благо Антти дальновидно устроил тут амфитеатр на 500 мест. Проект длительное время ещё продолжал зарастать новыми функциями и помещениями, развиваясь, подобно живому организму.
5. Hight Residence 1992-1993 Барт Прин
Вначале дом проектировался как пригородная резиденция, но в процессе работы перевоплотился в реальную среду обитания, впитав в себя все чаяния будущих хозяев. Холмистая крыша отлично противоборствует воздушным потокам; дом обычно разделён на личную и общественную зоны.
6. Steel House 1974 Роберт Бруно
Ещё один проект, продолжающий своё развитие, – мощные изогнутые железные лопасти, подвергнутые коррозии, нанизаны на железную треногу, а их о
бщий вес превосходит 110 тонн.
7. Hundertwasser House 1983-1986 Фриденсрайх Хундертвассер
Художник-самоучка как будто воплотил детский набросок в своём проекте. Кирпичный дом с одно- и двухуровневыми апартаментами, публичными озеленёнными террасами, украшен мозаикой. Будущие жильцы ещё на стадии проектирования могли сами выбирать положение и ритм оконных проёмов для собственных квартирок – Хундертвассер, таким макаром минуя обычное, сделал необыкновенное.
8. VanDusen Botanical Garden Visitor Centre 2011 Perkins + Will
Цель проекта – гармонизировать ландшафт и объект как зрительно, так и исходя из убеждений экологической эффективности. Объект употребляет источники возобновляемой энергии, систему сбора и фильтрации дождевой воды для ухода за садом.
9. Мунициапальный траурный зал в Гифу 2006 Toyo Ito & Associates
Японский конструктор задался целью сделать очень нематериальный объект, где выскользнувшее из объятий жизни существо просто обретёт покой. Плавные мраморно-белые извивы перекликаются с ландшафтом. Так осуществляется развитие мыслях органической архитектуры начала ХХ века в наши деньки. Узкая скорлупа кровли по сути удивительно точно исполнена в цельном бетоне, скрывающем в себе железные и древесные конструкции.
10. High Desert House 2004 Kendrick Banks Kellog
Кен Келлог, может быть один из самых сложных продолжателей мыслях Райта, считает: «Красота – главный нюанс выживания в мире». Его стиль эклектичен, свободный план и внимание к видовым точкам – следы модернистских мыслях в его творчестве. 26 роскошных крыльев, опирающиеся на мощные бетонные основания, поглощают нужное тепло, но защищают от палящего солнца пустыни – естественный свет свободно просачивается вовнутрь. Устойчивость конструкций дома рассчитана с 30% припаса прочности на случай землетрясений, которые не редки в Калифорнии. С различных ракурсов объект припоминает гриб, птицу, нависающую гору.
Органическая архитектура способна стать невидимой, благодаря пластичности железобетона. Ей не довольно быть только только энергоэффективной, а нашей силы воли должно хватать на то, чтоб ограничивать зону собственного воздействия контуром стенок пусть даже самых экологичных сооружений.