Японский конструктор Тадао Андо (1941 г.р.) индифферентен к только умственной архитектуре. Он отрекается от манипулирования сознанием зрителя и формальных игр. Его строительный путь нетрадиционен – учёбе в соответственных заведениях он предпочёл кругосветное путешествие с целью практического исследования архитектуры. В возрасте 28 лет он основывает собственное архитектурное агентство в Осаке и начинает профессиональную деятельность.
1. Роу-хаус (Сумиёси, Осака, 1975-1976г.)
Конструктор Андо начинался тут, в кварталах Осаки. Одновременное сочетание в проектах традиций и современности, пожеланий и экономных способностей заказчика, личных запросов и эстетических требований среды – вот авторский стиль Тадао Андо. Роу-хаус – это непростая пространственная композиция в нарочито обычный бетонной оболочке.
2. Церковь света (Ибараки, Осака,1987-1989г.)
Темой проекта был свет. Чтоб удачно воплотить здесь эту идею, Андо создаёт тёмную, цельную среду и впускает в неё строго срежиссированное освещение. Экономные ограничения вынудили конструктора выполнить пол и скамьи в грубом дереве. Но текстура подошла более чем успешно. Тадао Андо адепт вещественности, контактности материала, что ясно выслеживается в его работах.
3. Фабрика (Тревизо, Италия, 1992-2000г.)
Андо приступил к реставрации виллы Лучано Беннетона, не зная ни 1-го слова по-английски. Всеми вероятными графическими средствами конструктор строил общение с заказчиком, и в итоге их совместного труда мы лицезреем умопомрачительный, гармонически выстроенный объект с своим нравом. Опять звучит основная тема Андо – тема света и воздуха.
4. Chichu Art Museum (Наосима, Кагава, 2004г.)
Вопрос экспозиции объекта очень занимает Андо. В проекте музея он решает «утопить» место в тело холмика. И всё же снутри помещений он профессионально применяет проникающее освещение – залы не смотрятся сумрачными. Размеренная фактура служит хорошим фоном для выставки хоть какого объекта.
5. Храм воды (Цуна, Хёго, 1989-1991г.)
Священник погружается вглубь бассейна, покрытого цветами лотоса. Андо запроектировал эту эллиптическую форму размером 30?40 м, организовав снутри загадочные залы (круглый – 14м в поперечнике, квадратный – со стороной 17,4м). Уникальный пространственный опыт получает гость храма, до того как оказаться у бассейна. Пройдя по песочной дорожке, человек упирается в бетонную стенку, которая совершенно точно делит ежедневный мир и тот буддийский рай, который сотворен Андо.
6. Дом 4 ? 4 (Кобе, Хёго, 2001-2003г.)
На берегу Внутреннего Японского моря появился ещё один увлекательный проект – малогабаритный дом-башня, состоящий из 2-ух обычных строительных объёмов. В этом проекте Андо играет в пространственный конструктор – ему удаётся организовать на ограниченной местности сложную и комфортную для жизни среду. Из верхнего объёма раскрывается превосходный вид на водную гладь.
7. Дом и мастерская Косино (Асия, Хёго, 1979-1984г.)
Внутренне место дома перетекает во наружное – Андо употребляет каждую пядь земляного участка. Кропотливо сверенная планировка внутренних пространств, драматичное освещение, мягкое взаимодействие с рельефом отличают этот проект японского конструктора.
8. Modern Art Museum (Форт-Уэрта, 1997-2003г.)
Музей представляет собой взаимодействие 5 прямоугольных блоков общей площадью 4900 м?. Структурность, свет и внедрение отражающей возможности воды делают этот проект уникальным в своём роде.
9. Дом Пьера Пренжье (Шри-Ланка, 2010г.)
Ещё один личный проект и ещё один дом на побережье. Дом имеет три крыла, скомпонованных вокруг центрального патио. Агрессивный цельный бетон применён очень деликатно, отвечая лирике пейзажа.
10. Центр современного искусства Пунта делла Догана (Венеция, Италия, 2009г.)
Может создаться воспоминание, что Андо – конструктор свободных пространств и сознательно избегает городского контекста. Но проект музея в Венеции опровергает это мировоззрение. Объект спроектирован на стрелке меж Канале Гранде и Канале делла Джудекка. Треугольный в плане комплекс по-настоящему органично вписан в историческую городскую среду.
Место для Андо – это воплощение физической мудрости. Во всём, на его взор, должны быть душа и смысл. Тадао Андо гласит: «Город похож на шкатулку для драгоценностей, а строения — драгоценные камешки в нем. Я желаю заполнять шкатулки драгоценными камнями».