Серия публикаций об истории проектирования, строительства и эксплуатации станций, также неких других объектов в киевском метро.
На заре строительства метро в Киеве 1-ый пусковой участок был должен включать в себя не 5, а 7 станций (Завод Большевик (сейчас Шулявская) — Политехнический институт — Вокзальная — Институт — Крещатик — Арсенальная — Днепр). При этом «Политехнический институт» и «Завод Большевик» должны были быть маленького заложения.
Для решения архитектуры станций в 1952 г. был проведен Всесоюзный конкурс на проекты станций первого пускового участка. В конкурсе учавствовали 10-ки архитекторов из Киева, Москвы, Ленинграда, Харькова, Львова и других городов Союза. Наброски рисовались в эру наивысшего развития в метро так именуемой сталинской архитектуры и имели соответственный вид. Не считая воплощения в архитектуре станций мыслях и символики тех пор, проекты должны были быть созвучны с ансамблями Киева и отражать национальные мотивы Украины. Если б киевский метрополитен был открыт на пару-тройку лет ранее, то, вероятнее всего, мы бы на данный момент лицезрели воплощение нескольких проектов, сделанных в 1952 г.
Но в стране развернулась кампания по борьбе с строительными излишествами; не считая того, станции «Политехнический институт» и «Завод Большевик» пришлось строить на большой глубине и они выпали из первого пускового участка. В итоге, в 1958 г. был проведен новый конкурс. Вновь были выставлены 10-ки работ, но они уже не были настолько шикарными и помпезными. Из этих работ было отобрано 6 (для станций «Крещатик» и «Институт» было отобрано по два проекта), они и легли в базу того строительного вида станций, который мы можем созидать на данный момент.
Как выглядели некие проекты 1958 г. вы еще увидите в последующих публикациях, а сейчас давайте поглядим, как выглядели проекты 1952 г (кроме «Днепра», его можно узреть тут). К огорчению, на многих набросках нереально найти, для какой из станций они предназначались. А судя по неким подписям на самих набросках складывается воспоминание, что некие из их вообщем делались без привязки к определенной станции.
Для начала давайте поглядим на наброски, привязка которых к определенным станциям приемлимо известна.
Этот и последующий набросок в неких источниках относят к «Крещатику». Направьте внимание на свод станции: видимо, предполагалось, что он будет отчасти стеклянным с расположенными за ним лампами освещения:
На этом наброске есть конкретная привязка к «Крещатику»:
Вероятный проект «Арсенальной». Пилоны должны были стать частью скульптурных композиций, изображающих свою обобщенную историю: рабочие, фермеры, учителя, ученые и др.
Один из проектов наземного вестибюля, который также относят к «Арсенальной»:
Вероятный набросок «Института»:
Последующие два наброска вероятнее всего связаны с «Институтом»: таковой вывод можно сделать из темы дизайна станции и нахождения на ней эскалатора (на «Политехническом институте», который также может претендовать на схожее направленное на определенную тематику оформление, тогда эскалатора не предполагалось):
Набросок под заглавием «Книжка». Также относится к станции «Институт»:
Тут, как и на одном из эскизов «Крещатика», заглавие станции читается на путной стенке (на момент строительства и проектирования станция имела заглавие «Институтская»):
Станция «Вокзальная». Этот набросок стилистически перекликается с «Киевской-кольцевой» Столичного метро. На вентиляционных решетках — железные рельефы с изображениями достопримечательностей Киева и Украины.
Этот набросок также относят к станции «Вокзальная» (хотя время от времени встречается привязка к «Вузу»):
Вестибюль «Вокзальной», совмещенный с загородным вокзалом, пожалуй, единственное, что было выстроено фактически по изначальному проекту. Вокзальная часть строения была сдана в эксплуатацию на 5 лет ранее метрополитена, потому избавиться от строительных излишеств тут не успели. Из нереализованных деталей в глаза сначала кидается шпиль над часами и статуя перед входом в метро.
«Политехнический институт». На своде станции майоликовые медальоны с изображением работников разных сфер народного хозяйства, олицетворяющих профессионалов, которых готовит институт.
«Завод Большевик»:
Последующие три наброска вероятнее всего относятся или к «Политехническому институту», или к «Заводу Большевик». На это показывает отсутствие на этих станциях эскалатора.
Набросок «Песнь»:
Набросок «Слава труду»:
Привязка других эскизов к станциям мне пока неведома. Давайте поглядим на некие из их.
Тут, возможно, предполагалось в своде станции обустроить световые полосы, т.к. осветительных приборов на колоннах очевидно бы не хватило для настоящего освещения.
Если на панно Богдан Хмельницкий, то набросок, может быть, относится к «Вокзальной».
Вообщем, было бы любопытно поглядеть на все эти наброски в цвете.
Набросок «Геройскому Комсомолу»:
«Дружба»:
«Дружбы народов»:
«Звезда»:
«Расцветающая Украина»:
«Комсомольская». Судя по схеме освещения, проект очевидно ленинградский. Такая же схема, кстати, потом была перенесена на «Арсенальную», но в итоге так и осталась нереализованной.
«Совместно навечно». Судя по панно, идет речь про Украину с Россией.
«Наука»:
«Победа»
«Украина»:
«Факел мира»:
Создатель: Олег Тоцкий