Широкой известностью пользуются выполняемые мастерами различных промыслов России металлические подносы с яркой декоративной росписью, а также черные, сверкающие лаком и переливами цвета шкатулки из папье-маше. Два этих вида народного искусства близки по технике письма и технологии отделки. Они возникли в конце XVIII — начале XIX в.
Лаковая живопись на папье-маше развивается в четырех центрах народных промыслов России: Федоскино, П^лех, Мстёра, Холуй, имеющих свои художественные отличия, которые сложились исторически.
В ассортименте изделий каждого центра — шкатулки, декоративные настенные пластины-панно, обложки записных книжек, украшения. Материалом для изготовления изделий служит картон. Картон разрезают на ленты, которые смазывают клеем и навивают на деревянные или металлические каркасы, соответствующие размерам и формам будущих изделий. Высохшую заготовку снимают с каркаса, пропитывают льняным маслом и сушат. В результате такой подготовки материал приобретает новые свойства. Его можно пилить, строгать, чтобы собрать коробочку, подклеить донце, придать предмету нужную форму. В дальнейшем полуфабрикат шпаклюют, нанося несколько слоев грунта. Высушенную форму шлифуют, а затем покрывают черным лаком. Внутреннюю поверхность покрывают красной краской и закрепляют несколькими слоями бесцветного лака. Такое изделие расписывают, потом рисунок закрепляют несколькими слоями бесцветного лака. Всю поверхность изделия тщательно полируют до образования зеркальной глади. Эта отделка превращает шкатулку в изящный предмет.
Уральские расписные подносы. В начале XVIII в. уральские расписные подносы стали изготовлять в Нижнем Тагиле Свердловской области. Здесь выковывали различные подносы с просечным высоким бортом и фигурными ручками. На загрунтованный металл наносили цветной фон (иногда он имел несколько цветных полей), который расписывали ветками с цветами или букетами с помощью кисти размашистыми мазками.
На рубеже XVIII—XIX вв. на нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине. Сюжеты на подносах представляли собой мифологические и исторические сцещы, городской и сельский пейзажи. Подносы с сюжетной росписью выполняли тщательно, краски наносили тонким слоем, а затем закрепляли прозрачным прочным лаком. Его называли хрустальным, так как он почти не менял цвета живописи.
Современные мастера продолжают традиции уральских мастеров, используя декоративность цвета росписи, многоцветную разработку фона и ясную композицию в изображении растительных мотивов.
Жостовские подносы. Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале XIX в. Подносы, получившие наибольшую известность, изготовляли в с. Жостово, д. Троицкое, с. Новосельцево.
Букеты цветов, гирлянды, натюрморты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовской росписи, так как их изображение соответствовало системе декоративного письма. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка без предварительного нанесения рисунка. Композиция букета каждый раз получается импровизированной. Мастер-живописец крупными мазками наносит главные цветовые пятна будущей композиции. По ходу работы он связывает изображения цветов и пло-
Рис. 6.19. В. И. Летков. Поднос «Праздничный». Металл, масло, металлический порошок, декоративная живопись. 1977 г. с. Жостово Мытищинского района Московской области |
дов ветками и листьями. Роспись выполняют по фону разного цвета. Но чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. Делают это путем постепенной проработки формы, переходом от темного тона к более светлым. В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы, другие садовые и полевые цветы (рис. 6.19).
Федоскинская лаковая живопись. Федоскинская лаковая живопись — это техника многослойного письма масляными красками на шкатулках, перчаточницах, табакерках. Сюжеты летних и зимних поездок в упряжке трех коней закрепились в федоскинской живописи на долгие годы (рис. 6.20). В современных работах федос — кинцев эта тематика постоянно дополняется сюжетами из литературных произведений, истории страны и современной действительности.
Федоскинская миниатюра выполняется всегда на черном фоне коробки. И даже не имея орнаментального обрамления, она хорошо приписана к фону смягченными тонами по краю миниатюры, выделением центра композиции и другими приемами. Реалистическая живопись миниатюры передает пространство, воздушную перспективу * но не отрывается от предмета, не {Аізрушает его целостности.
Рис. 6.21. В. М. Ходов. Ларец «Василий Буслаев». Папье-маше, темпера, лак, миниатюрная живопись. 1974 г. пос. Палех Ивановской области |
Палехская лаковая живопись. Лаковая живопись возникла в 1923 г. в Ивановской области. Следуя старинной технике иконописи, палехская лаковая живопись выполняется темперными красками: цветными пигментами, разведенными клеем и яичным желтком. Иконописные традиции проявляются в удлиненных пропорциях фигур человека, условном изображении памятников архитектуры и элементов пейзажа (рис. 6.21).
Рис. 6.20. М. С. Чижов. Коробочка «Праздник зимы в Федоскине». Папье-маше, масло, лак, миниатюрная живопись. 1968 г. с. Федоскино Мытищинского района Московской области
Лаковая миниатюра очень органично связана с черным фоном шкатулки или пластины. Фон композиции подчеркивает звучность локального цвета одежды персонажей, кроны деревьев, синевы воды. Палехскую миниатюру обычно сопровождает тонко исполненный орнамент, окружающий живопись и деликатно подчеркивающий край корпуса или крышки шкатулки.
Холуйская лаковая живопись. Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше возник в 1932 г. в Ивановской области также на основе иконописного промысла. Мастера с. Холуй в организации плоскости активно используют фон, но не только черного цвета. Это обогащает колорит живописи, расширяет ее декоративные возможности. Мастера используют некоторую условность изображения человеческих фигур, не приближают их пропорции к нормальным, уделяют много внимания выразительности силуэта и певучести линий.
В тематике холуйской миниатюры много сюжетов из русских сказок и былин. Заметно обращение к современным темам, среди которых символическая трактовка космических полетов, воспевание памятников зодчества. Мастера активно используют золотой орнамент.
Мстёрская лаковая живопись. Мстёрская миниатюра возникла в 1923 г. в пос. Мстёра Ивановской (сейчас Владимирской) области на основе иконописного промысла. Мстёрская живопись просветленная, из ее композиции исключен черный фон. В ней ведущую роль играет пейзаж, немного сказочный, немного условный уже в силу его обобщения, но содержащий белые облака, синие реки, зеленые деревья. Композиции художников Мстёры связаны с тематикой сказок, легенд, песен, они полны поэтики и глубокого раздумья. В Мстёре создают вещи, все стороны которых расписаны или рисунок расположен на корпусе круглой коробочки. Орнамент не только сопровождает живописную миниатюру, но и выступает как самостоятельное декоративное средство изделий: от шкатулок до браслетов, брошей и кулонов.