Резьба по кости

Развитие промыслов резьбы по кости определялось и опреде­ляется сегодня условиями ее добычи. На Чукотке добыча и обра­ботка клыков моржа — это образ жизни охотников на морского зверя. В Сибири бивни мамонта находили и находя^ до сих пор в вечной мерзлоте тундры. Клыки моржа и бивни мамонта стано­вятся все большей редкостью, из них изготовляют уникальные высокохудожественные произведения.

Различные кости, применяемые для художественных работ, имеют свои особенности, которые приходится учитывать при кон­струировании предмета и его декоративной обработке. Твердость кости позволяет выполнять тончайшую ажурную резьбу, но и за­ставляет помнить о хрупкости такого рисунка. Белизна слоновой кости требует четкой проработки рельефа, чтобы на нем хорошо играли свет и тень. На чуть желтоватой поверхности моржового клыка гравированный рисунок необходимо подчеркнуть цветом. Из целых бивней слонов и мамонтов можно изготовить скульптуру любой формы. Клык моржа имеет ячеистую структуру, что огра­ничивает его возможности. Свои ограничения диктуют небольшой размер и внутренняя полость зуба кашалота. После полирования все эти виды благородной кости приобретают хороший блеск и ярко выраженную структуру. В отличие от них простая цевка — желобчатая кость между пальцами и голенью птиц, а также над — копытная кость у лошади требуют дополнительной обработки. Ее обезжиривают, отбеливают, а трубчатую форму распилива­ют на пластины или части, соответствующие форме будущего изделия.

Чукотский промысел. Это наиболее древний центр искусства резьбы и гравирования на моржовых клыках. Своеобразие этого искусства состоит в органичном соединении формы предмета с художественным оформлением, как бы уточняющим его назначе­ние и «одушевляющим» его. Предметы из кости изготовляли для использования в быту, ножи, гарпуны, наконечники. Их поверх­ность украшали гравированным орнаментом, смысл которого до сих пор не разгадан, или усиливающим функцию предмета скульп­турным изображением, охраняющим его владельца от беды, спо­собствующим удаче в охоте. Современные резчики все реже выре­зают предметы из кости, в основном, они создают скульптуры и гравюры на клыках. Анималистическая тема является ведущей в скульптурных работах. Хорошо зная повадки и особенности жи­вотных, мастера выбирают для изображения самые типичные моменты движения. Художники передают свое уважительное от­ношение к диким животным, подчеркивая их мощь и природную красоту.

Для выполнения гравюры используют инструмент, напомина­ющий коготь птичьей лапы и потому называемый «коготком». Внут­реннюю часть рисунка делают стамесочкой — «кисточкой». Ею вырезают бороздки, на которые затем Наносят цвет. Глубоко са­мобытное искусство резчиков и граверов Чукотки — совершенно уникальное по форме и содержанию явление народного творче­ства.

Холмогорский промысел. Искусством резьбы по кости — «рыбь­ему зубу» — занимались жители Холмогор (60 км от Архангель­ска) и в окружающих его деревнях. Промысел берет начало в сред­ние века. XVIII в. был периодом активного развития промысла. Строительство новой столицы России — Петербурга — сопровож­далось заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения.

Ларцы больших и малых размеров составляли главную часть заказов. Они имели традиционную форму сундучка с четырехскат­ной крышкой. Делали и более простые коробочки с плоским вер­хом. Их деревянный корпус оклеивали костяными пластинами из моржовой кости или цевки. Чередование пластин, окрашенных в зеленый и белый цвета, усиливало декоративность коробочки.

На пластинах гравировали орнамент в виде концентрических кругов с «глазком» посередине (отсюда идет название «глазковый орнамент»). Украшали пластины и растительным орнаментом из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Гравирован­ный рисунок подкрашивали. Зеленый, красный, черный цвета создавали контрасты с цветом кости и одновременно связывали ее с окрашенными пластинами. Глазковый и растительный орна­менты богато оформленных ларцов объединяли с прорезным узо­ром из растительных мотивов и пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу из стилей барокко и рококо.

В начале XIX в. сложившиеся черты нового стиля — классициз­ма — вносят коррективы в работы холмогорских мастеров. Про­порции вещей приобретают строгость и изысканность. Формы

предметов становятся лаконичнее, в них откровеннее проявляется геомет­рическое начало. Орнамент становится миниатюрнее. Тонкие гирлянды и вен­ки на фоне тончайшей ромбовидной сетки свидетельствуют о необыкновен­ном мастерстве резчиков.

Резьба по кости

Рис. 6.14. Н. Д. Буторин. Ваза «Космос». Кость, резьба. 1977 г. с. Ломоносово Холмогор­ского района Архангель­ской области

Холмогорский промысел к концу XIX в. переживает упадок, характерный для многих центров народного творче­ства.

В середине 1950-х гг. были возрожде­ны традиции этого промысла, созда­ны высокохудожественные произведе­ния, в которых проявилось владение сложными приемами резьбы (рис. 6.14).

Тобольский промысел. Тобольская резьба по кости ведет свой отсчет с 1860-х гг. Ханты и манси — народно­сти, проживающие в бассейне р. Оби, подсказали возможность заниматься ху­дожественной обработкой кости и рус­скому населению. Вскоре было налаже­но изготовление изделий из мамонто­вой кости в мастерских.

Резьба по кости

Рис. 6.15. Г. Г. Кривошеин. На рыбной ловле. Кость, резьба. 1970 г. Тобольск Тюменской области

Скульптурные композиции неболь­ших размеров определяли основной путь художественного развития тоболь­ских мастеров. Они изображали север­ных жителей, занятых повседневными делами: кормлением собак, ловлей рыбы, охотой, хозяйством (рис. 6.15).

Фигуры скульптур вырезали отдель­но, а затем размещали на подставке. Де­лали мастера и недорогие предметы де­коративно-прикладного искусства — шкатулки, ножи для разрезания бума­ги, применяя технику инкрустации и дополняя предметы скульптурными де­талями.

Современный ассортимент изделий тобольского промысла не ограничен скульптурой. Комбинируя кость с де­ревом, мастера делают курительные трубки, мундштуки, миниатюрные пан­но, женские украшения. На темном

фоне деревьев твердых пород кость применяют как инкрустацию или рельефную накладку. В зависимости от размера и назначения вещи костяные вставки имеют как орнаментальные, так и изоб­разительные сюжеты.

Хотьковский промысел. Хотьковский костерезный промысел начал складываться после Великой Отечественной войны на дей­ствующем предприятии по художественней обработке дерева. Спе­циально подготовленная группа резчиков в 1947 г. начала созда­вать изделия из цевки, соединяя ее с самшитом и даже оргалитом. Хорошее владение техникой резьбы позволило мастерам создать многоплановые рельефные композиции. Одно из увлечений хоть­ковских резчиков — шахматы, фигуры которых вырезали из зуба кашалота. В ассортименте хотьковских резчиков есть также и укра­шения из кости: броши, браслеты, серьги, кулоны с разнообраз­ным орнаментом, с использованием плоских и объемных деталей. Орнамент брошей и кулонов из растений, цветов, ягод и птиц обрамляют рельефными ажурными рамками. Композицию орна­мента строят свободно, без навязчивой симметричности, что при­дает каждому изделию неповторимый характер.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.