Художественная керамика

Понятие «керамика» (гр. keramike — гончарное искусство, keramos — глина) включает в себя все разновидности глиняных изделий. В зависимости от основного исходного сырья и дополни­тельных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фар­фор, различающиеся внешним видом и способом декорирования.

Терракота (итал. terra cotta — обожженная земля) — обожжен­ная глина светлого красно-коричневого цвета, которую не по­крывают глазурями. Терракота легко впитывает влагу, поэтому из нее делают в основном декоративные изделия.

Майолика (итал. maiolica — старое название острова Мальорка, через который в Италию ввозили произведения испанско-маври­танской керамики) имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цвет­ными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницае­мым. Декорирование майолики обогащается тонким слоем ангоба. Ангоб (фр. engobe) — покрытие белой или цветной жидкой гли­ной, наносимое на керамическое изделие для устранения дефек­тов поверхности и придания ей цвета. На его фоне глазури и цвет­ные эмали приобретают повышенную звучность.

Фаянс (фр. faience от названия итальянского города Faenza — Фаэнца, одного из центров керамического производства) в отли­чие от майолики имеет более тонкий черепок преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвиди­руется прозрачными глазурями.

Фарфор (тур. farfur от перc. fagfur) — наиболее совершенный вид керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химичес­кому и температурному воздействию обеспечили фарфору широ­кое применение в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений.

Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непременные компо­ненты фарфоровой массы — дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ста­вит фарфоровые изделия в один ряд с ценными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Способы изготовления керамических изделий с течением вре­мени претерпевали изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеальной формы сосуда при­вело к использованию гончарного станка с кругом, на котором из куска сырой глины вытягивается симметричный предмет.

На современном керамическом производстве гончарный ста­нок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жид­кую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впи­тывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается бу­дущий сосуд. Полученный полуфабрикат проходит дополнитель­ную подработку, прикрепление ручки и носика, ест и это чайник; зачистку швов от литья; декорирование процарапыванием; загла­живание поверхности — лощение и т. д. Все эти операции выпол­няют по сырому черепку. После их завершения изделие подсуши­вают, потом обжигают.

Для декорирования керамических изделий чаще всего исполь­зуют роспись. Приемы росписи разнообразны. Ангобами декори­руют поверхность целиком или частично, а также наносят узор на необожженный сосуд пипеткой, рожком или’грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента.

В число декорирующих керамику материалов входят прозрач­ные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Глазуро­ванные керамические изделия с росписью обжигают, как прави­ло, в два приема. Первый — утильный — обжиг придает проч­ность и твердость черепку. Второй обжиг — окончательный — за­крепляет роспись и глазурь.

Особое место в искусстве керамики занимают центры, создаю­щие глиняные игрушки. Их лепят вручную и расписывают свобод­но, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах рос­пись производят клеевыми красками, она не требует обжига (под­сушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь отдель­ные промыслы игрушку изготовляют по той же технологии, что и посуду, с глазурованием и обжигом. В игрушках повторяются изо­бражения людей, животных и птиц.

Гжельская керамика. Название промысла произошло от на­звания с. Гжель Раменского района Подмосковья, где издавна

Рис. 6.10. 3. В. Окулова. Масленка. Фарфор, подглазурнаяроспись. 1977 г. с. Гжель Раменского района Московской области

почти все население деревень делало гончарную посуду, чере­пицу, изразцы. В начале XVII в. промысел был официально при­знан как производитель керамической продукции высокого ка­чества. А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили техни­ку майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцвет-

ной росписью по белой эмали.

Художественная керамика

Рис. 6.11. М. М. Пеленкин. Подсвеч­ник. Глина, лепка, полива. 1972 г. г. Скопин Рязанской области

После открытия русским уче­ным Д. И. Виноградовым соста­ва фарфора в Гжели началось освоение нового материала. С начала XIX в. фарфор и фаянс заняли господствующее положе­ние в гжельском промысле. Со второй половины XIX в. гжель­ские мастера перестраиваются на роспись изделий в сдержанной гамме с преобладанием синего кобальта. Сочетание синего с белым фарфором, подкреплен­ное золотыми отводками, стало новой линией искусства Гжели.

Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и кончая тиражной продукцией, применяют ручную роспись, ко­торая придает индивидуальный характер каждому предмету. Даже при одном типе росписи — сине-

Рис. 6.12. З. В. Пенкина. Семья. Глина, лепка, роспись. 1972 г. г. Киров

го изображения на белом фоне — разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает широкий ассортимент фарфоровых изделий. Это и наборы для кофе, чая, посуда для пельменей, часы оригинальных форм, шка­тулки, сахарницы, масленки (рис. 6.10), и, конечно, декоратив­ные вазы, тарелки, кувшины.

Скопинская керамика. Один из известных гончарных промыс­лов России находится в г. Скопин Рязанской области. Гончар­ную глину издавна использовали для изготовления кувшинов, крынок и мисок, а также игрушек. Фигурки коней, птицы-сви — стульки, всадники имели лаконичную форму без какой-либо деталировки и отделки. Посуду и игрушки покрывали цветной глазурью.

Во второй половине XIX в. начал складываться необычный характер скопинских изделий, они стали заметно отличаться от продукции других центров гон­чарного производства. Отличие состояло в том, что сосуды руч­ной лепки изготовляли как скуль­птуры: емкость как первооснова кувшина оставалась, но она до­полнялась лепными фигурками птиц, рыб, полуфантастических животных.

Художественная керамика

Рис. 6.13. Л. Н.Докина. Барыня. Г. И. Баранова. Няня. Глина, лепка, роспись. 1978 г. г. Киров

В некоторых изделиях фигура птицы или животного превраща­лась в кувшин или сосуд, в ко­тором сложно переплеталось не­сколько фигур.

Современные работы скопин­ских мастеров продолжают традицию создания оригинальной ке­рамической фигурной посуды, превратившейся в декоративную скульптуру. Хотя среди изделий появились подсвечники, старин­ного типа кумганы (сосуды в виде рыб, льва, птицы скопы лако­ничной формы), тенденция на изготовление изделий усложнен­ных решений остается господствующей (рис. 6.11).

Дымковская игрушка. Среди промыслов, изготовляющих гли­няную игрушку, видное место занимает дымковский. Его назва­ние связано с с. Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерную роспись. Игрушки лепят из крас­ной глины, а после обжига окрашивают разведенным в молоке мелом. Сейчас этот состав заменен водно-эмульсионными бели­лами. По белому фону роспись выполняют темперными красками. Сочные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусаль­ное золото), создают яркую, жизнерадостную роспись (рис. 6.12, 6.13).

Каргопольская игрушка. Самобытный традиционный промысел изготовления игрушки сохраняется в Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в д. Гри — нево Каргопольского района. В тематике игрушки основательно за­крепились образы сказочных персонажей, жителей деревни, заня­тых повседневным трудом, сцены народных гуляний с катаниями на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оленей, собак. Техника выполнения игрушек ана­логична технике изготовления на других промыслах: вылепленную игрушку обжигают, а затем расписывают клеевыми красками.

Филимоновская игрушка. Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка д. Филимоново. Ее отличия проявляются как в форме, так и в росписи. Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Учиты­вая эту особенность, мастерицы как бы корректируют пропорции фигур, расписывают их преимущественно горизонтальными по­лосками красного, желтого и зеленого цветов. Декоративные эле­менты дополняют треугольниками и точками, а также схемати­чески изображенными розетками, напоминающими и солнце, и цветок. Роспись красно-розовым, зеленым, желтым эффектно иг­рает на фоне забеленной поверхности игрушки, придает ей нео­быкновенную звучность и праздничность.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.