ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

6.1. Понятия и сущность декоративно-прикладного

искусства

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта.

Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также изде­лия, не являющиеся произведениями искусства, но приобретаю­щие художественное качество благодаря труду художника.

Наряду с делением произведений декоративно^прикладного искусства по их назначению в научной литературе to второй по­ловины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно­прикладного искусства по использованному материалу (металл, керамика, текстильные, дерево и т. п.) или по технике выполне­ния (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка и др.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно­технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством;

Декоративно-прикладное искусство решает практические и художественные задачи, а также создает материальные и духов­ные ценности. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с укладом жизни, с этническими и национальны­ми особенностями, социально-групповыми и классовыми разли­чиями.

Составляя органическую часть предметной среды, произведе­ния декоративно-прикладного искусства постоянно воздействуют на душевное состояние и настроение человека, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающе­му миру.

Эстетически насыщая и преображая окружающую человека среду, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением, с другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому значимость произведений декоративно-прикладного искусства может быть понята лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) о взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, кон­структивными и пластическими свойствами материала, часто иг­рает основополагающую роль в композиции художественного из­делия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота ма­териала, пропорциональные соотношения частей и ритмическая структура изделия служат единственными средствами воплоще­ния его эмоционально-образного содержания. Например, изде­лия из стекла или других нетонированных материалов без декора наглядно доказывают особое значение для произведений декора­тивно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобра­зительных средств художественного языка. Эмоционально-содер­жательный образ изделия часто активизируется образом-ассоциа­цией (сопоставлением его формы с каплей, цветком, фигурой человека или животного, их отдельными элементами, с каким — либо другим изделием — колоколом, балясиной и т. п.).

Декор изделия также существенно влияет на его образную струк­туру. Нередко именно благодаря декору предмет быта становится произведением декоративно-прикладного искусства, обладая соб­ственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме). Например, простая форма и нарядная, праздничная роспись по­верхности хохломских изделий различны по своему эмоциональ­ному звучанию; декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.

Для создания декора предметов декоративно-прикладного ис­кусства широко используют орнамент и элементы (порознь или в различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже графика). Средства изобразительного искусства и орнамент порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт — стилизованных пальмообразных листьев, волют — спиралевидных завитков с «глазком» в центре; звериных лап и голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры чело­века). Иногда орнамент или изображение становятся основой фор­мообразования изделий (узор решетки, кружева; рисунок плете­ния ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практи­ческим и художественным назначением приводит к трансформа­ции изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочета­ния элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начала проявляется синтетический характер де­коративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-при­кладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и ося­занием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обра­ботки играют в декоративно-прикладном искусстве роль особо активных средств эстетического воздействия.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства сво­ими корнями уходит в глубокую древность, когда сложились до­машние промыслы и деревенское ремесло. С развитием товарно- денежных отношений формировались кустарные народные худо­жественные промыслы. Становление феодальных городов, эволю­ция цехов и корпораций ремесленников (оружейников, ткачей, ювелиров и т. д.) привели к созданию художественной промыш­ленности — отрасли, производящей декоративно-прикладные ху­дожественные изделия индустриальными методами. Развитие ма­нуфактурного способа производства в XVI —XVII вв. способство­вало появлению новых видов декоративно-прикладных изделий, изменило сами методы их изготовления, отделило разработку про­екта от процесса его воплощения в материале. j

В Европе активнее всего развивалось изготовление художествен­ных тканей, важнейшими центрами которого первоначально были города Северной и Средней Италии, Фландрии и Брабанта, а также производство стеклянных и керамических изделий в Вене­ции, Фаэнце и др. В XVIII в. в Европе появились фарфор (майсен — ский в Германии и севрский во Франции) и художественная ке­рамика.

В XVIII — начале XIX в. интенсивно развивалось производство художественных изделий в России: фарфоровых (Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге) и камнерезных (Петер­гофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные заводы на Урале).

С упрочением капиталистических производственных отноше­ний индустриальные промышленные методы постепенно внед­рялись в разные отрасли художественной промышленности. Про­мышленный переворот конца XVIII — начала XIX в. сопровож­дался демократизацией ассортимента художественных изделий: наряду с производством дорогих шелковых и парчовых тканей бурно развивались хлопчатобумажное производство и ситцепе­чатное дело.

В конце XIX — начале XX в. происходило вовлечение художе­ственных сил в промышленность (появились художественно-про­мышленные союзы типа немецкого «Веркбунд» и др.), что приве­ло к зарождению дизайна, создавшего предпосылки для преодо­ления антагонизма между художественным творчеством и машин­ным производством.

Древесина — материал, который наиболее часто применяют для изготовления многих предметов, необходимых человеку в по­вседневной жизни. Одним из ранних способов обработки древеси­ны является резьба. Она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребенка или шкатулка. Такие и подобные им предметы не всегда укращены резным орнаментом, но в самой форме изделия, его пропорциях и силуэте проявлялись эстетические свойства вещи. Например, долбленая чаша или вырезанный из монолитного кус­ка дерева ковш представляли собой образцы скульптурного реше­ния, выполненного с помощью резьбы.

Существуют следующие виды резьбы.

Геометрическая резьба — выполняемый ножом узор представ­ляет собой простейшую комбинацию линий.

Трехгранно-выемчатая резьба — рисунок в процессе обработки превращается в заглубленный рельеф.

Скобчатая, или ногтевидная, резьба — плавные линии, обра­зующие узор, выполняют полукруглыми стамесками.

Плоскорельефную резьбу разделяют на несколько видов: контур только подрезают (резьба с подушечным фоном); на выбранном фоне вырезают рельефный орнамент.

Разновидностями плоскорельефной резьбы являются глухая и ажурная.

Скульптурная резьба — наиболее сложный вид резьбы, переда­ющий объем изображения.

Со временем резьба стала обогащаться цветом. Подкрашивание узора резьбы, а затем и роспись деревянных вещей привели к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением деятельности (хохломская, Городец­кая и полхов-майданСкая роспись).

Разнообразия художественных решений мастера добиваются с помощью различной техники, в частности вкраплением металла (насечка), соединением разных по цвету и текстуре пород древе­сины (инкрустация), выжиганием рисунка или фона, который подчеркивает силуэт узора.

Богородская резьба. Один из наиболее старых подмосковных промыслов резьбы находится в с. Богородском Сергиево-Посад­ского района, где на рубеже XVI — XVII вв. из дерева стали выре­зать игрушки. Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяли липу, ольху, осину. Древесина этих деревьев легко об­рабатывается и в скульптуре позволяет воспроизводить любые мел­кие детали. Форму игрушки и скульптуры строят на обобщении, передающем особенности изображаемого человека или животно­го (рис. 6.1). Тематика богородской игрушки — это всадники, уп-

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Рис. 6.1. Н. И. Максимов. Скульптурная группа «И под дудку дурака кони пляшут трепака». Богородская резьба. 1960 г. Сергиево-Посадский район Московской области

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Рис. 6.2. М. И. Смирнов. Богородская резьба: а — медведь-укладчик. 1966 г.; б — «Колитесь, дрова, сами». 1970 г.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Рис. 6.3. В. Н. Ермилов. Ковш-птица с ковшиками. Абрамцево-кудринская

резьба. 1979 г. с. Хотьково Сергиево-Посадского района Московской

области

ряжки, фигурки домашних животных, птиц и зверей. Самый по­пулярный герой — медведь (рис. 6.2). Например, игрушка «Кузне­цы», изображающая мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне, стала символом промысла. Незамысловатые конст­рукции с балансом, подвижными планками или скрытой пру­жинкой обеспечивают игрушке эффект движения.

Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба. Несколько селений близ Сергиева Посада (Ахтырка, Кудрино, Хотьково, Абрамце­во) дали варианты выполнения плоскорельефной резьбы по де­реву, которой украшают утилитарные и декоративные предметы. Особенности резьбы состоят в том, что порезка рельефа неглубо­кая, образуемый ею орнамент и фон находятся на одном уровне (рис. 6.3). Орнаментальный узор изделий состоит преимуществен­но из растительных мотивов. Среди веток с листьями и цветов иногда размещают изображения птиц. Поверхность многих изде­лий почти вся покрыта орнаментом. Узор заполняет все централь­ное поле декоративных тарелок и даже по борту проходит кайма. Орнамент с крышки шкатулок свободно переходит на боковые стороны. При окончательной отделке поверхность абрамцево-куд — ринских изделий подкрашивают морилкой разных оттенков. Цве­та закрепляют вощением и полированием. Часто используют лак. Благодаря этим операциям изделия приобретают схожесть с ве­щами, выполненными из древесины дорогих пород.

Художественные изделия из капа и капокорня. Своеобразие капа — наростов на стволах и корнях березы, а также некоторых других деревьях — состоит в том, что неправильное строение и перепутанные волокна образуют большую плотность и неповто­римые рисунки, которые выявляются при обработке капа и капо­корня. Обработка заключается в распиливании наростов на тон­кие пластины (дощечки) и запаривании их. В результате естествен­ный краситель древесины растворяется, окрашивает пластины в

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Рис. 6.4. В. А. Петухов. Туеса. Береста, резьба, плетение. 1971 — 1972 гг. с. Волошка Коношского района Архангельской области

теплый коричневый цвет, акцентирует темным тоном фантасти­ческий рисунок, образованный наплывами и волокнами древесины.

Путем столярной обработки и тщательной подгонки пластин монтируют шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для ча­сов. Традиции такого ремесла сложились у мастеров Вятки еще в начале XIX в. Тогда из капа делали карманные часы, весь меха­низм которых был выполнен из древесины разных пород, да еще из целого куска капа вырезали цепочку. Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными пропорциями шкатулок и ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма.

Художественные изделия из бересты. В Архангельской, Вологод­ской и Томской областях, Якутии и во многих центрах народного искусства России сохраняется традиция изготовления художествен­ных изделий из бересты. Этот практичный и легко доступный ма­териал издавна использовали в быту сельские жители. Из него делали пестери — заплечные корзины для грибов, сосуды для хра­нения меда и сметаны, туеса (рис. 6.4).

Бересту заготовляют в конце весны — начале лета, когда от набухшей соком коры березы легко отделяется верхний слой. Тон­кую пленку снимают, выпрямляют, выглаживают и очищают внутреннюю сторону — все это повышает пластические свойства материала без снижения его прочности. Круг предметов, изго­товляемых из бересты, неширок — это туеса, короба, шкатулки, но в каждом промысле они имеют свое оформление: роспись

Рис. 6.5. Бурачок и блюдо. Шемогодская прорезная береста. 1930-е гг. Великоустюгский район Вологодской области

красками, прорезной орнамент, тиснение, выскабливание фона, накладывание нескольких слоев, образующих общий рисунок (рис. 6.5).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.