Специфика композиции обуви обусловлена используемыми материалами, методом крепления низа к верху, назначением и направлением моды. Между тем мода имеет свойство возвращаться к истокам.
XIX в., впрочем, как и все предыдущие века, был свидетелем неспешных изменений человеческого облика. «Большой стиль» рождался раз в 50 лет, а женская одежда оставалась оплотом консерватизма — этикет четко определял дозволенную длину юбок, а вместе с ней и высоту ботинок. И первое десятилетие XX в. не внесло в гардероб кардинальных поправок. Черный по-прежнему оставался самым популярным цветом, а замша стала чуть ли не единственным новшеством. Длина юбок укоротилась (совсем немного), обнажив щиколотку, и в моду стали возвращаться полузабытые образцы обуви XVII в. — закрытые туфли с язычком на невысоком изогнутом каблучке в стиле «Людовик XV» или на более массивном прямом, так называемом «кубинском», каблуке высотой 5 — 7 см, хотя боты с боковой застежкой на пуговицах носили в качестве повседневной обуви еще вплоть до 1920-х гг.
161 |
6 Царев
Вечерние же туфли с небольшим «ампирным» каблучком напоминали тапочки для будуара — шелк, шифон и роскошная отделка из лебяжьего пуха. Вышивки и пышные банты перекочевали из спален в ночные парижские кафе. Так мода вышла на улицы, но еще большую демократичность она приобрела с наступлением машинного производства к концу первого десятилетия XX в.
Глобальное потрясение пришло с — Первой мировой войной. Жены заменили мужей на фабриках, женщины стали много ходить, им потребовалась более комфортная обувь. Подол юбок поднялся еще на несколько сантиметров, высота же берцев ботинок на шнурках опустилась до щиколотки. Туфли на шнурках и закрытые туфли-лодочки составили достойную альтернативу ботинкам. Появившийся в предыдущее десятилетие «кубинский» каблук постепенно вытеснил каблук в стиле «Людовик XV».
Вечерние туфли все также напоминали изящные тапочки, но стали более открытыми, удерживаясь на ноге с помощью черес- подъемных ремешков или тюлевых бантов. Человечество продолжало танцевать, а танцевальная обувь требовала мягкости — для деталей верха использовали бархат, атлас и парчу. Туфли для танцев украшали огромными бантами или помпонами из атласа и тюля, вышивками бисером или серебром, а повседневную обувь из шевро или опойка — кружевами или огромными стальными пряжками.
Подражая мужчинам, женщины стали защищать свои прогулочные туфли полотняными гамашами с боковой застежкой, а сильный пол в это время пытался отказаться от высоких ботинок в пользу элегантных полуботинок и туфель. Сапожники впервые попытались расширить палитру кож: кроме черного и коричневого цветов для летней обуви стали применять кожи натуральных светлых оттенков. Работающие женщины заимствуют у мужчин и классическую модель полуботинка «оксфорд». Во время войны в моду возвращаются ботинки, но почти без каблука. После войны дамы стали заниматься спортом. Конец второго десятилетия ознаменовался появлением модели туфель с Т-образным ремешком, более подходившей для активного образа жизни. Россия в это десятилетие откололась от остального мира и пошла своим путем — здесь в моде на долгие годы воцарились сапоги.
Война осталась позади. 1920-е гг. известны в истории как «золотой век джаза». Танцы занимали умы человечества. Юбки дам взлетели до невиданной высоты. Оголившиеся ноги притягивали к себе внимание мужчин, а туфли были одной из самых ярких декоративных частей туалета (второй были чулки). Моделью десятилетия для женщин стали туфли-лодочки со множеством ремешков вокруг щиколотки — туфли в стиле «танго». Появились вечерние туфли на изящно изогнутом каблуке. В декоративной отделке кожаного, бархатного и атласного верха туфель преобладают перья, розетки, мех, бархатные ленты, кружево и разнообразная вышивка. Стразы, блестки, кристаллы хрусталя блистали и на огромных пряжках туфель-лодочек. К концу 1920-х гг. пряжки стали выходить из моды и их размеры значительно уменьшились. После войны для верха обуви стали применять кожи ярких расцветок. Даже мужчины стали носить двухцветные туфли модели «инспектор» (в Англии ее называли «корреспондент»). Выворотный метод крепления обуви, который был внедрен в массовое производство, позволил достичь еще большей мягкости, а заодно и уменьшить ее цену. Мода стала доступна всем, даже в России новая экономическая политика (НЭП) сделала западные изыски доступными.
1930-е гг. отличались относительной строгостью костюма, которая отразилась и на лаконичности обуви. В моду входит элегантный образ взрослой женщины, одетой просто, но со вкусом. Находками десятилетия стали обувь на платформе, босоножки с открытой носочной частью и полуботинки с рантом. Накануне войны переход к использованию относительно дешевых материалов спровоцировал всплеск фантазии дизайнеров — деревянные платформы, появившиеся в 1938 г., обтягивались цветными тканями, имитирующими вышивку. Под деловой костюм подбирали туфли коричневых, бежевых, серых цветов на среднем прямом каблуке. К 1934 г. каблуки на сандалиях и спортивной обуви исчезли вовсе. Женщины опять стали носить короткие ботильоны, а из ассортимента мужской элегантной обуви исчезли ботинки, уступив место полуботинкам темных тонов, двухцветные туфли модели «инспектор» — туфлям со шнуровкой на союзке, а также сандалиям. Отмечено появление туфель конструкции «лоафер», которая позже станет едва ли не основной моделью повседневной обуви. Спортивную обувь выделили в отдельную группу — кроссовки с резиновой подошвой, разработанные еще на рубеже веков, а также теннисные туфли с льняным верхом распространились повсеместно. Босоножки, принятые сначала в качестве пляжной обуви, постепенно перешли в разряд вечерней. Изменился и цвет: насыщенные густые цвета в 1935 г. стали вытесняться пастельными. Перед Второй мировой войной вновь произошел неожиданный последний всплеск ярких тонов.
С началом войны все участвовавшие в ней страны ввели ограничения на расход стратегического сырья. Американское правительство издало указ, предписывавший применять кожу для солдатских ботинок и офицерских сапог, а туфли гражданских лиц могли варьироваться только в шести цветах. Высота каблука дамских туфель-лодочек была зафиксирована на уровне 2,5 см, чтобы женщины могли ходить пешком и экономить бензин. Каблуки англичанок не должны были превышать 5 см. В целях экономии времени и труда фабричных рабочих предпринимателям предписывалось закупать только материалы высокого качества, способные
Ferragamo, 1947 Andre Perugia, 1948 |
American, 1950 Holmes, 1957 |
Рис. 5.1. Обувь 1930—1950-х гг.
прослужить долго, а дизайнеры должны были разработать стиль, который бы не вышел из моды в течение нескольких лет. По причине экономии платформы перестали обтягивать тканью, предоставив всем возможность любоваться натуральной структурой дерева. В 1944 г. фирма «Капецио» (Италия), производившая балетные туфли, перешла к выпуску прогулочной обуви на резиновой подошве американского модельера Клер Мак-Карделли (1905 — 1958). Студенты колледжей начали повседневно носить спортивную одежду и обувь. Эта тенденция сохранилась до наших дней. Еще более раскованная мода пришла с просторов «дикого запада» — ковбойские сапоги перестали быть предметом гардероба исключительно владельцев ранчо. А в негритянских кварталах уже зарождался новый стиль, впоследствии получивший распространение среди стиляг, — узконосые туфли успешно пережили войну. Дизайнеры экспериментировали с экзотическими материалами: пробкой, рафией, бечевкой, соломой, прозрачным пластиком и тесьмой. Многие из созданных тогда моделей периодически заимствуются современной модой.
В 1947 г. Кристиан Диор (Франция) представил на суд парижской публики первую коллекцию мирного времени «|1овый взгляд». Оказалось, что люди безумно истосковались по красоте, ярким цветам и роскоши. Укороченные кринолины потребовали не только закупки многометровых отрезов шелка, но и более женственных аксессуаров. Платформа уступила дорогу изящным туфлям (рис. 5.1). Но первые туфли-лодочки еще носили на себе отпечаток моды предыдущего десятилетия: более округлая носочная часть, довольно устойчивые каблуки средней высоты, верх ремешковых конструкций. Наравне с парадным развивалось и функциональное направление: появилась повседневная обувь на резиновой подошве, прежде считавшаяся признаком бедности; мужские и женские мокасины для активного отдыха, которые значительно отличались от деловых полуботинок и туфель модели «инспектор». Мода постепенно стала оформляться в том виде, в котором мы ее знаем сегодня.
В первой половине 1950-х гг. появились туфли-лодочки на каблуке «шпилька», а модель французских дизайнеров 1955 г. считается прототипом всей современной вечерней обуви (см. рис. 5.1). Высота каблука «шпилька» достигла своего апогея в 1958 г., после чего пошла на спад. В 1957 г. Габриэль Шанель в сотрудничестве с Раймондом Массаро представила миру бежевые туфли-лодочки с открытой пяточной частью и отрезным носком на каблуке «шпилька». Итальянские дизайнеры разработали первые эргономические модели сандалий, завоевавшие сердца мужчин на целых два десятилетия. Американские студенты избирают своей униформой баскетбольные тапочки, разноцветные кроссовки с белыми носочками и армейские ботинки для ведения боевых действий в пусты —
Helene Verin, 1979 Рис. 5.2. Обувь 1960— 1970-х гг.
не (правда, слегка видоизмененные). Подростки, подражая первым рок-звездам, переобуваются в разноцветные замшевые туфли «лоафер» — любимую модель Элвиса Пресли. Английские стиляги признают только культовые остроносые полуботинки, появление коих предвосхитило британское влияние на моду 1960-х гг.
1960-е гг. стали самым насыщенным десятилетием века. События сменяли друг друга с кинематографической быстротой, каждое из них порождало свою тенденцию в моде. В 1962 г. французский дизайнер Роже Вивье (1906 — 1998) изобретает каблук «шок» (рис. 5.2), вызвавший настоящий шок у владельцев дорогих ковров, а уже в 1963 г. представляет в коллекции Сен-Лорана туфли — лодочки на плоском каблуке с носком «каре» и огромной серебряной пряжкой — самую растиражированную модель «Пилигрим». Люди стремятся выглядеть молодо и надевает детские туфельки с чересподъемным ремешком и удобные сандалии фирмы «Биркен — сток» (Англия). Получившие широкое распространение женские брюки носят с туфлями «лоафер» на плоской подошве. Истинные же леди предпочитают туфли-лодочки на каблуках «гвоздик». Юбки становятся предельно короткими, а вслед за ниті на подиумах появились и сапоги. Дизайнеры легко переходят с кожи на пластик, искусственный и натуральный лак, серебристую ткань. Андре Курреж (Франция) в 1964 г. впервые представил свои полусапожки из белой лаковой кожи на плоской подошве в коллекции «Космический век».
В 1970-х гг. этностиль, зародившийся еще в поздние 1960-е, переживал эпоху полного расцвета: рисунки на сапогах и сандалиях, вышитые цветочные мотивы, аппликации и даже муляжи украшали весь гардероб. Особое распространение получили высокие, до колена, сапоги и сабо — от грубых деревянных с кожаным верхом, прибитым обойными гвоздиками, до изысканных вечерних (см. рис. 5.2). В моду входят платформы, высота которых к концу десятилетия достигает 15 — 18 см. Конец 1970-х гг. ознаменовался появлением классических туфель-лодочек на среднем каблуке и полузабытых высоких ботинок. Новые французские дизайнеры создают коллекции готовой одежды в расчете на средний класс.
Следующее десятилетие (1980 —1990-е гг.) стало эпохой консервативных ценностей — крепкая семья, престижная работа, дорогой отдых. Дизайнеры вводили в свои коллекции черты респектабельности и роскоши. Начав с простых черных туфель-лодочек для деловой женщины, к середине десятилетия они уже украшали свои изделия драгоценными камнями, пышными бантами и затейливой вышивкой (рис. 5.3). В моду вошли слегка трансформированная классика и блеск благородных металлов. Фурнитура стала притягивать к себе все больше внимания (особенно пряжка-
Manolo Blahnik, 1980 |
Maud Frizon, 1980 |
Dolce and Gabbana, 1990 |
Charles Jourdan, 1988
1990
Delman, 1990 Christian Lacroix,
Nike Air Max, 1990 |
Рис. 5.3. Обувь 1980— 1990-х гг. |
Anne Klein II, 1993
Kenzo, 1996
ми гигантских размеров). Яркие, открытые цвета постепенно вернулись в моду. Высота каблуков повседневных женских туфель неуклонно снижалась, а к концу десятилетия они совсем исчезли. В то же время дополнения к ночным туалетам все больше начинают напоминать довоенные 1930-е гг. — открытые босоножки на су — первысоких каблуках «столбик» (см. рис. 5.3) и плоские сумки, которые принято носить под мышкой.
Конец десятилетия отмечен интенсивным ростом числа лицензионных марок — по схеме, которую первым отработал Пьер Карден еще в 1960-х гг. Лицензирование делает эксклюзивную продукцию доступной практически каждому. Для продвижения товаров на рынок компании делают упор на имиджевую рекламу с участием звезд эстрады и Голливуда — так появляются «фирменные» туфли Мадонны, туфли-лодочки Тины Тернер, мокасины Майкла Джексона.
Последнее десятилетие XX в. попыталось вместить в себя все черты ушедших эпох. Целое десятилетие мода колебалась между ностальгическими воспоминаниями о прошлом и устремленностью в будущее. Начав с минимализма, отвергнувшего любые проявления чувственности в костюме, дизайнеры закончил^ этот период карнавальным безумием 1970-х гг. Мода так и не смогла выработать единого «большого стиля». Ей было присуще только стремление к повышенной комфортности изделий. Различные цвета, конструкции, материалы — от натуральной кожи с вощением вручную, фетра, габардина, соломы и дерева до новейших синтетических волокон — по желанию клиента модельер-дизайнер подбирает к костюму, случаю или просто настроению.
В XX в. появилось много новинок в мире моды. Высокотехнологичные материалы, первоначально предназначенные для производства какого-либо одного вида продукта, товара, постепенно начинают внедряться в смежные области. Так случилось с микроволокнами, а также воздухопроницаемыми и водоотталкивающими мембранами. Сегодня их замечательные свойства все чаще проявляются не в колготках или спортивной одежде, а в повседневных туфлях.
Кроссовки или вечерние туфли не оценят покупатели, если они не украшены 4—5 ярлыками, в которых указаны свойства материалов подошвы, верха, стельки и даже застежки-молнии (один из немаловажных элементов стиля хай-тек). Если еще несколько лет назад в легкой промышленности слова с приставкой «техно» не звучали вовсе, то в последнее десятилетие термины «технологичный», «технический», «высокие технологии» стали встречаться часто. Требования, предъявляемые к качеству обуви, постоянно повышаются: она должна быть устойчивой к истиранию, не менять цвет в процессе носки, «дышать», не пропускать влагу и т. д. Не говоря уже о параметрах с приставкой анти… Внеш —
ний вид также играет не последнюю роль — туфли должны быть сделаны из модных материалов высокого качества и всем своим 1 видом демонстрировать это. Дизайнерам приходится изощряться, используя сырье, изначально предназначенное для совсем иных целей. Как яркий пример можно привести японскую кожеподоб — ■ ную ткань TNT, изобретенную около 10 лет назад. Все это время, TNT использовали в медицине для изготовления бандажей, пока; одна итальянская фабрика не стала делать из нее одежду и обувь, которые приобретают современный вид и высокие потребительские свойства.
Такие новые свойства, как эффектность синтетических тканей и комфортность волокон-стрейч, породили целое направление в моде. Тенденция к облегчению тканей не могла не отразиться на обуви. Обувщики уже освоили новые современные материалы, прежде применявшиеся для изготовления одежды. Эти высокотехнологичные материалы для обувной промышленности имеют даже большее значение, так как тенденция к производству комфортной удобной обуви сохраняется. Удобство обуви достигается при использовании мягких кож, легких и гибких резиновых подошв, анатомических стелек и множества других деталей и материалов.
В современных условиях обувь должна обеспечить комфортные условия носки в любых обстоятельствах: будь то сильный мороз или невыносимая жара, ноги не должны замерзать или потеть. Так что на очереди внедрение микротермических материалов: тканей, волокон или пены, способных абсорбировать, удерживать, распределять и отдавать тепло в разные точки тела по мере необходимости. Эволюция и научные изыскания продолжаются, и сегодня j из сконденсированных на волокнах полиэстера паров платины и керамики создаются нетканые материалы, генерирующие электромагнитные волны. В таких туфлях улучшается кровообращение и поднимается температура тела на полградуса.
Сегодня туфли подвергают антимикозной и антибактериальной обработке без изменения внешнего вида. Новые остромодные формы появятся благодаря современным методам бесшовного соединения деталей токами высокой частоты и лазером. Обувь обновляют за счет необычных сочетаний материалов: замша и сетка, кожа и неопрен, кожа и шерсть-стрейч с застежками велькро («липучка»), застежками-молниями или крючками.