При проектировании внешнего вида и художественного образа бытовой радиоэлектронной аппаратуры учитывают технические, эксплуатационные, технологические и другие факторы. Все это требует решения многих задач, охватывающих различные области знаний: социологию, радиотехнику, электронику, эргономику, архитектуру, техническую эстетику, технологию, организацию производства и экономику. В создании аппаратуры или ее комплекса участвуют разные специалисты, работой которых руководит дизайнер, синтезирующий в своем творчестве все результаты их исследований и придающий аппаратуре эстетическое совершенство. Внешний вид аппаратуры как бы фиксирует социально-культурные и научно-технические достижения общества, его эстетические идеалы.
Дизайн бытовой радиоэлектронной аппаратуры в жилом интерьере не должен вступать в конкуренцию с произведениями декоративного и изобразительного искусства, а лишь создавать для них спокойный фон или соседство, на котором они могли бы проявить себя. Художественно-конструкторские достоинства аппаратуры проявляются в полную силу только при контакте с человеком. Отдельные аппараты бытовой радиоэлектронной аппаратуры должны рассматриваться дизайнером как отдельные компоненты общего предметного ансамбля.
Рис. 4.5. «Мебельный стиль» телевизора Рис. 4.6. «Приборный стиль» фирмы «Грюндиг» (Германия) магнитофона |
Большое влияние на художественно-конструкторское решение бытовой радиоэлектронной аппаратуры оказывают архитектура жилого интерьера и его оборудование. Первые радиовещательные приемники и телевизоры внешне напоминали предметы мебели. Технология изготовления корпусов радиоэлектронной аппаратуры из деревянных деталей с отделкой под ценные породы повторяла технологию изготовления мебели. Толщина щитов, их сочленения в углах, гнутая фанера, фигурные деревянные профили, инкрустации и другие приемы нередко выполняли вручную. Так, в 1950-е гг. форма футляров всех видов радиоэлектронной аппаратуры имела мягкие, обтекаемые очертания, что соответствовало форме промышленных изделий и мебели. Это значительно усложняло технологию их производства. Переход деревообрабатывающих комбинатов на изготовление мебели из сборных элементов — щитов придал ее форме четкие прямоугольные контуры. Мебель тех лет имела архитектурную композицию вертикального развития, а в последующие 1960-е гг. — горизонтального, что одновременно можно наблюдать и на форме футляров радиоэлектронной аппаратуры. «Мебельный стиль» продолжал оставаться и в 1970-е гг. в предметах, имевших большие объемы, например в телевизорах с экраном большого размера и акустическими колонками (рис. 4.5).
На рубеже 1970 —1980-х гг. наметилась тенденция создания моделей не в виде предметов мебели, а в виде аппаратов, выполняющих функции приема и обработки информации («приборный стиль», рис. 4.6). В этом случае форму аппаратов изготовляли независимо от стиля мебели, их форма диктовалась целесообразностью компоновки функциональных узлов и возможностями мате-
129 |
^ Паров
риала. Эти электронные аппараты уже не выглядели в интерьере элементами мебели. Они подобно электронным часам, калькулятору, холодильнику, телефонному аппарату или другому бытовому прибору могли находиться в интерьере, оборудованном мебелью любого стиля.
Рис. 4.7. Дизайн телевизора LG Electronics РТ-53АВОТ |
Дизайнеры оснащали лицевые панели аппаратов многочисленными элементами управления и индикации, опасаясь упростить их внешнее оформление. Тем самым авторы стремились формально убедить покупателя в сложности аппарата, т. е. в его высоких параметрах и стоимости.
Со второй половины 1990-х гг. оформление бытовых радиоэлектронных аппаратов, особенно телевизоров, характеризуется «мониторным стилем», при котором лицевая плоскость состоит из экрана кинескопа и максимально упрощенной панели управления. Динамические головки при таком дизайне располагают в конусной части кинескопа с выходом звука на переднюю, боковые, а иногда и на верхнюю плоскости корпуса. Отсутствие многочисленных кнопок и ручек управления рядом с экраном кинескопа свидетельствует об оснащении аппарата автоматикой, а компактная компоновка шасси, размер которого соответствует размеру кинескопа, — о миниатюрности элементов его радиоэлектронных блоков. В результате объем аппарата приобретает простой вид, на передней панели которого размещен плоский экран кинескопа.
Кнопки, шкалы и индикаторы создают впечатление сложности аппаратуры, а вместе с тем и ложной нарядности, что привлекает чаще всего несведущего покупателя. Внешняя простота художественно-конструкторского решения информирует о сложности его механизма, а также о высоких эксплуатационных и эстетических свойствах изделия (рис. 4.7).
Достоинством является и то, что аппарат — не самостоятельная вещь, а составной элемент ансамбля жилого интерьера. Это в полной мере проявляется не на прилавке магазина, где потребитель оценивает его как отдельное изделие, а в процессе эксплуатации в жилом помещении, в определенной архитектурной среде.
Стеклокерамические варочные поверхности. Классические электроплиты с эмалированной варочной поверхностью и чугунными «блинами» (так называют традиционные выпуклые металлические конфорки с нагревательной спиралью), которые использовались в течение нескольких десятилетий, сегодня уходят в прошлое. Электрические конфорки радикально изменились. Но их эволюция не так велика по сравнению с эволюцией материалов для варочных панелей. Все большее признание получают кухонные гарнитуры со встроенной техникой, когда варочная поверхность вмонтирована в столешницу. Это красиво, гигиенично и удобно. При такой компоновке значительно облегчается поддержание чистоты плит.
Настоящее и ближайшее будущее — за стеклокерамическими варочными поверхностями, которые представляют собой гладкое стекло, изготовленное по новейшей технологии. Современная стеклокерамика отличается уникальными физическими свойствами, поэтому пока она не имеет себе равных среди других материалов по следующим показателям: быстрое нагревание и быстрое остывание; экономичность; удобство регулирования температуры нагревания; возможность изменения (ограничения) Алощади нагревания; анизотропность поверхности (т. е. физические свойства материала зависят от направления теплового излучения: под углом 90° оно проходит сквозь стеклокерамику на 100%, под другими углами не проходит вовсе).
Так как красота — прежде всего целесообразность, стеклокерамические варочные панели очень красивы. Первое время технологию изготовления стеклокерамики называли «космической», и действительно, материал имеет космический имидж: глубокая загадочная чернота Вселенной, из которой по нашему велению выступают яркие светила — конфорки. Кроме того, стеклокерамика позволяет сделать варочную панель наиболее информативной. На ее поверхность легко, красиво и навсегда можно нанести контуры зон нагревания, пиктограммы, надписи. В новейших моделях электроплит это функциональное свойство дополнилось декоративностью. Зоны нагревания украшают любыми двумя цветами, выполненными в эффектной технике граффити, имитирующей старинные приемы нанесения изображений и надписей.
Стеклокерамическая поверхность обязательно имеет обрамление — это и требования дизайна, и условие простоты поддержания чистоты. Дизайн обрамления панели разнообразен: он может иметь удобные для чистки цветные рамки (белые, коричневые, цвета «графит») без угловых швов, плоский профиль из нержавеющей стали с элегантным скосом с передней стороны, оригинальные скосы со слегка скругленными углами и профилем из нержавеющей стали задней стороны.
Духовые шкафы (духовки). Дизайн моделей современных электрических духовых шкафов сочетает в себе изящество линий и удобство пользования ими. Духовки имеют изысканно оформленные панели управления с удобными регуляторами, модные утапливаемые ручки или сенсорные кнопки, дисплеи из темного стекла со светящимися символами. В то же время наряду с дизайном, устремленным в будущее, нарядные духовки в стиле ретро имеют овальное стекло на дверце, возвращающее в начало XX в., поблескивающие медью ручку и управляющие рукоятки на панели с переходами от темного к светлому как будто под воздействием долгого времени. Такая духовка становится ключевым декоративным элементом кухни.
Лицевую панель духовки отделывают или эмалью «тонких» цветовых оттенков, или нержавеющей сталью (полированной или матовой), или стремительно вошедшим в моду декоративным материалом нового тысячелетия — алюминием, вернее сплавом алюминия с магнием. Поверхность сплава обработана так, что в результате он стал более твердым и устойчивым к действию высоких температур, на нем не остается следов пальцев, а дизайн фактуры нейтрален и безупречно гармонирует со стеклом дверцы духовки и любыми другими материалами, а также с мебелью любого цвета.
Внутреннее устройство духовок стало значительно удобнее: по направляющим удивительно легко скользят решетчатые полки и противни, которые благодаря новой системе ограничения движения не могут выпасть, даже если выдвинуты в крайнее положение; для приготовления жаркого из крупного куска предназначен вертел, который для большей вместительности устанавливают диагонально; равномерное вращение вертела обеспечивается электродвигателем.
Новейшее достижение автоматики духовок — диалоговая электроника, с помощью которой можно общаться с духовкой, задавать ей вопросы и получать ответы, например сколько времени осталось до конца готовки по заданной про
грамме. Можно заказать способ обработки и час, к которому должно быть готово блюдо (рис. 4.8).
Газовые плиты. Отдельно стоящие газовые плиты отличает разнообразие цветовых решений, но кроме классического белого предпочтение отдается неярким темноватым оттенкам. В последнее время очень популярна нержавеющая сталь, неординарными дизайнерскими решениями можно считать белую стеклокерамику и варочные панели с рисунками в стиле наскальной живописи.
Практически все современные производители газовых плит предлагают как отдельно стоящие, так и встраиваемые модели — отдельные варочные поверхности (газовые и газоэлектрические) и духовки (обычно электрические многофункциональные). Как встраиваемые варочные поверхности, так и встраиваемые духовые шкафы бывают независимыми и зависимыми. Независимые модели имеют собственную панель управления (на передней или боковой части варочной поверхности, в верхней части духовки). В таком случае разместить варочную поверхность и духовой шкаф можно в разных частях кухни. Зависимые модели имеют общую панель управления варочной поверхности и духового шкафа, и их располагают друг над другом. Р
В настоящее время модны и очень популярны газовые плиты со стеклокерамической варочной поверхностью. Главное их преимущество — легкость ухода за плитой и, следовательно, практичность использования. Стеклокерамическая поверхность долго сохраняет привлекательный вид, не облупливается и не обдирается. Конечно, и она не лишена некоторых недостатков: во-первых, на нее нельзя ронять тяжелые предметы, так как всегда есть риск, что поверхность расколется; во-вторых, сладкие пятна на’поверхности могут постепенно нарушить целостность керамики, поэтому их рекомендуется смывать сразу после окончания приготовления пищи.
Холодильники. Дизайн холодильников и принципы управления ими постоянно обновляются.
В целом наблюдается тенденция к «кибернетизации» холодильников — теперь некоторые из них представляют собой небольшие компьютеры, для которых хранение продуктов является лишь одной из основных задач. Почти все новые модели оснащают двумя компрессорами и температурными датчиками, подающими акус — Рис. 4.9. Холодильник современ- тический сигнал при повышении ного дизайна
температуры в камере, двери холодильников часто изготовляют из нержавеющей стали, а сами холодильники окрашивают в разные цвета. Для оформления внешней панели холодильника можно использовать различные материалы — от дерева до металла и даже стекла. В некоторых новых моделях ручки холодильника выполнены из натурального дерева или натуральной кожи (например, бычины), а внутренние пластиковые ящики для овощей и фруктов заменили плетеные деревянные корзины (рис. 4.9).
Стиральные машины. Дизайн стиральных машин во многом определяется способом загрузки белья. Машины с фронтальной загрузкой более популярны. Их можно встраивать под столешницу на кухне или под раковину в ванной. На отдельно стоящую машину можно что-нибудь поставить (например, бак с бельем во время стирки). Но при этом потребуется открывать люк загрузки и манипулировать с бельем непосредственно перед машиной, что в тесной ванной может быть проблематично. Загрузочный бак и панель управления машин с фронтальной загрузкой, как правило, оформляют новыми элементами дизайна. Например, загрузочный бак одной из итальянских моделей выполнен в виде «капли», в устье которой расположены кнопки управления, а сквозь ее прозрачную структуру можно наблюдать за вращающимся в барабане бельем.
Машины с вертикальной загрузкой более компактны, не требуют дополнительного пространства вокруг, так как люк загрузки находится на верхней панели. Однако встроить куда-либо такую машину нельзя, да и поставить на нее что-нибудь тоже. Зато гораздо удобнее закладывать и вынимать белье, управлять и следить за процессом, так как панель управления расположена на крышке.
Кухонные воздухоочистители (вытяжки). Основная функция современного кухонного воздухоочистителя — очистка воздуха от копоти, разбрызгивающихся микроскопических частичек жира и удаление запахов с помощью создаваемой вентилятором воздушной тяги. Особенно необходимы хорошие вытяжки при модной сегодня планировке небольших квартир «студия», когда кухня объединена с жилой комнатой. Лучшие из современных воздухоочистителей способны удалять до 96 % загрязнений и запахов, а также очистить воздух на кухне в течение 6 — 8 мин.
По существу, вытяжка — прибор довольно простой: один или два электродвигателя с крыльчатками, один или два фильтра и корпус, но тем не менее они значительно различаются. Простые модели имеют минимум деталей и бесхитростный дизайн. Есть вытяжки с оригинальной подсветкой, супербесшумными электродвигателями с «акустическими пакетами». Вытяжки высокого класса с уникальными функциями имеют корпуса изысканного дизайна из эффектных дорогих материалов.
Все вытяжки относятся к встраиваемой бытовой технике. Причем они бывают двух типов. Первый тип — полновстраиваемые
вытяжки, которые устанавливают, например, в навесном шкафчике. Увидеть такую вытяжку можно, заглянув снизу. Второй тип — вытяжки как самостоятельный предмет интерьера. Эти модели встречаются намного чаще и подразделяются на следующие виды.
Декоративные вытяжки с эффектным дизайном прикрепляют к стене. Они представляют собой центральный стилистический элемент обстановки кухни (см. рис. 4.8). Это может быть или вытяжной шкаф-камин, или колпак в форме усеченной пирамиды, или полуконус (дизайн типа «горн»), или прямоугольный изогнутый козырек, которые монтируют на стене.
Островные вытяжки подвешивают к потолку в середине кухни над плитой, не примыкающей к стене, а расположенной наподобие «острова». Эти вытяжки также отличаются броским дизайном.
Вытяжки с выдвижной панелью имеют плоский выдвижной экран с нишей для фильтра. Такая вытяжка сама по себе невелика, но размеры выдвижного экрана с запасом перекрывают площадь панелей конфорок и обеспечивают эффективное удаление загрязненного воздуха.
Один из важнейших элементов дизайна вытяжек — материал, из которого сделан ее корпус: пластик, эмаль на стальном корпусе, нержавеющая сталь, алюминий, закаленное тонированное стекло. Вытяжные колпаки из полированной нержавеющей стали одни из самых дорогих. Самое модное направление в дизайне кухонь — декоративная отделка специальным способом обработанным алюминием. Его матовая поверхность принимает цвета находящихся рядом предметов, благодаря чему модели прекрасно гармонируют с любым окружением, будь то натуральное дерево, стекло, пластик любого цвета, и служат основным украшением интерьера.
Пылесосы. Дизайн бытовых пылесосов во многом определяется их типом: компактный или полногабаритный. Компактные пылесосы легко передвигать по комнате. Некоторые из них снабжены перекидным ремнем, чтобы можно было повесить пылесос на плечо. Это очень удобно при уборке лестниц или небольших помещений. В корпусе пылесосов есть устройство для автоматического сматывания элект
рического шнура и встроенный футляр для насадок. Часто в стандартную комплектацию входит регулируемая по высоте телескопическая трубка. Масса компактных пылесосов не превышает 5 — 6 кг.
Полногабаритные пылесосы для сухой и влажной уборки выглядят солиднее. Их масса составляет 6 —13 кг. Главное отличие — в комплектации: почти все большие аппараты снабжены механизированными электрощетками, делающими уборку эффективной.
Ударопрочный корпус, предохраняющий пылесос от повреждений, как правило, имеет аэродинамические формы или так называемый космический дизайн, который позволяет видеть конструктивные особенности аппарата. У большинства моделей удобные ручки для транспортирования, колеса большого диаметра, продуманная система ножного управления, а также система горизонтальной и вертикальной парковки, облегчающая способы хранения (рис. 4.10). Пылесосы отличаются разнообразной цветовой гаммой.
Электрические утюги. Сегодня на нашем рынке чаще всего встречается обычный паровой утюг с различными видами подачи пара. На втором месте по распространенности паровой утюг на подставке. Его особенностью является наличие шнура не у самого утюга, а у подставки, во всем остальном он похож на обыкновенный паровой утюг. Следующий вид утюгов — дорожный. Он более компактный, так как имеет меньшие размеры или складывающуюся ручку. У всех моделей дорожных утюгов нет от- паривателей, они более легкие и маломощные. Последним видом утюгов является паровая станция. Она более мощная, чем обычный утюг, вмещает больше воды для отпаривания (примерно 1,2 л). Паровая станция практически всегда продается вместе с гладильной доской.
Обыкновенный паровой утюг имеет, как правило, пластиковую ручку, что не очень удобно, так как она может выскальзывать. Некоторые утюги изготовляют с мягкими эргономичными ручками, которые не скользят и значительно приятнее на ощупь, чем пластмасса. Фирмы, выпускающие паровые станции, делают ручки утюга из пробки, создающие максимальные удобства для работы.
Длина электрических шнуров утюгов обычно равна 2 м. Некоторые модели оснащают вращающимся шнуром, обеспечивающим большую маневренность.
Резервуары для воды у большинства паровых утюгов выполняют из прозрачного материала: это позволяет видеть количество находящейся в нем жидкости. Отверстие, в которое заливают воду, во многих моделях закрывается крышкой, уменьшающей вероятность расплескивания воды при резком движении.
Регуляторов, как правило, два — режима пара и температуры подошвы утюга. Регулятор пара находится обычно на ручке утюга, а регулятор температуры — под ручкой на корпусе. Регулятор пара имеет четыре положения или три кнопки: включен, работает на разбрызгивание (для увлажнения сильно смятых участков ткани), переменный пар (для глаженья шерсти, синтетики или смешанных тканей на хлопковой основе), усиленный пар (для глаженья хлопка и льна). Регулятор температуры имеет схематический или словесный режимы глаженья. Он позволяет плавно регулировать температуру подошвы утюга.
Модными в последнее время являются подошвы с керамическими и металлокерамическими покрытиями, имеющими очень высокий коэффициент скольжения. Тефлоновые покрытия «не пригорают» и хорошо скользят, но не очень долговечны, так как металлические пуговицы, молнии и кнопки царапают их поверхность. Самыми распространенными до сих пор являются подошвы из нержавеющей стали. Они прочные, хорошо скользят, быстро нагреваются и так же быстро остывают. Многие фирмы используют алюминиевые подошвы. По сравнению с остальными они значительно быстрее нагреваются и остывают. Обработка подошвы сапфировым порошком и титаном обеспечивает легкое скольжение по ткани и защиту от повреждения подошвы утюга металлическими предметами одежды. *
В дизайне утюгов в настоящее время используют обтекаемые формы с линиями без острых углов (за исключением острого носика, способного разгладить одежду в труднодоступных местах) — это придает им элегантность. В цветовой гамме в основном преобладает стандартный белый цвет (корпус утюга) и холодные оттенки — зеленый, синий, сиреневый (резервуар для воды). Нестандартные цветовые решения — лавандовще, персиковые, салатовые — смотрятся необычно и существенно «оживляют» интерьер дома. Элементы черного или темно-синего цвета в сочетании с мотивами «космического» дизайна придают отдельным моделям утюгов впечатление мощи и силы.
Электрические чайники. Электрические чайники относятся к малой бытовой технике. Современный электрический чайник не имеет шнура (шнур прикреплен к подставке); включается нажатием кнопки; автоматически отключается при закипании воды или при ее отсутствии; время закипания воды меньше 5 мин; фильтр (как правило, нейлоновый) препятствует попаданию частиц накипи в чашки; крышка чайника открывается нажатием кнопки или имеет специальный замок, который не дает ей возможности открыться при разливании кипятка по чашкам; лампочка-ин — дикатор показывает, что прибор работает.
Все модели бытовых электрочайников можно разделить на три группы:
с открытым нагревательным элементом и разъемом сбоку;
с закрытым (плоским) нагревательным элементом и разъемом в центре;
чайники-термосы, вода в которых не только кипятится, но и остается горячей в течение длительного времени.
На смену строгим прямоугольным кувшинам и круглым классическим пришли чайники конусовидные и обтекаемой формы («пингвины»). Индикаторы уровня воды причудливой формы стали выполнять и декоративную функцию. Белый, красный, черный — цвета моделей чайников конца XX в. — уступили дорогу пастельным тонам — бежевому, сиреневому, оранжевому, салатовому. В моде полупрозрачная и плоская крышка без ручек.
У моделей с открытым нагревательным элементом разъем находится сбоку, поэтому ставить их на подставку нужно всегда в одном положении. Изготовляют такие чайники из пищевых пластиков, которые выдерживают температуру воды 100 °С, сильно при этом не нагреваясь.
Индикатор уровня воды — один из постоянных элементов дизайна современных электрочайников. Его отсутствие уместно только при использовании полупрозрачного пластика, через который все видно. В последнее время индикаторы делают с двух сторон. Из узких полосок с поплавком, которые трудно промыть, они превратились в широкие окошки с делениями — указателями количества воды.
Широкий носик позволяет наливать воду, не открывая крышку. Это не только удобно, но и безопасно при добавлении воды в еще горячий чайник, так как при открытой крышке человека может обдать паром. Модная деталь — откидная защелкивающаяся крышка. Она пришла на смену обычным открывающимся крышкам с шарниром для надежного закрывания. Откидные крышки и безопасны, и удобны; чтобы их открыть, достаточно нажать на кнопку.
Одним из достоинств чайников с закрытым нагревательным элементом является то, что разъем расположен в центре подставки — чайник легко поворачивается вокруг своей оси, ставить его можно как угодно. Нагревательный элемент из нержавеющей стали спрятан под тонкой металлической пластиной. Накипь на него не попадает. Внутреннюю поверхность чайника легко мыть. Срок службы всего изделия значительно продлевается, а скорость закипания воды не меняется с течением времени.
Кроме моделей из пищевых пластиков производители предлагают чайники из нержавеющей стали и стекла, которые с точки зрения экологичности являются безупречными материалами. Но и у них есть недостатки: металлический и стеклянный корпуса нагреваются, а стекло еще и бьется. Обычно круглые чайники из нержавеющей стали лишены некоторых современных удобств: отсутствует индикатор уровня воды, крышка открывается традиционным способом. Круглые стеклянные чайники на пластиковой подставке красиво смотрятся, есть возможность наблюдать за процессом закипания воды.
Модели кувшинов обтекаемой формы выполняют из пластика различных оттенков: и слоновой кости, и золотистого, и оранжевого, и даже цвета мокрого асфальта. Некоторые производители крышку делают прозрачной. Отдельные модели имеют световое кольцо, опоясывающее основание чайника, которое играет роль индикатора включения. Многие модели чайников входят в серию бытовых приборов для кухни — чайник, кофеварка, соковыжималка, тостер, которые выполнены в едином стиле и цвете.
Чайники-термосы обычно имеют корпус из теплоизоляционного материала, закрытый нагревательный элемент и центральный разъем, позволяющий легко вращать их на подставке. Звуковые сигналы и лампочки на панели сообщают о закипании воды, ее отсутствии, об отключении прибора из сети.
Столовые приборы. Форма столовых приборов сложилась в веках, и сегодня в ней почти нечего изменить. Зато можно использовать новые материалы и улучшить качество изготовления. Сейчас выпускают столовые приборы из трех основных видов материалов. Самые дорогие столовые приборы из серебра требуют бережного обращения и постоянного тщательного уАда. Более доступны по цене столовые приборы из мельхиора: сплава меди с никелем (5 — 30%) и марганцем (около 1%). Но надо помнить, что входящие в его состав медь и цинк, попадая в организм человека с пищей, могут образовывать не безобидные для здоровья соединения. Кроме того, мельхиор требует тщательного ухода. «Золотая середина» по цене и качеству — столовые приборы из хромоникелевой стали. А по гигиеничности, эстетичности, долговечности и простоте ухода эти приборы сегодня’лучшие.
Современные столовые приборы отличаются не только высоким качеством исполнения, но и дизайном, который делает их предметами высокой культуры. В коллекциях каждой известной фирмы-производителя обычно имеется широкий выбор изделий разнообразного дизайна:
традиционный — рельефные фаски по контуру черенков, узкие посередине и расширяющиеся на конце, иногда сдержанный орнамент или медальоны на черенках;
ампир — обилие декоративных элементов в виде перевитых лент, растительного орнамента, с позолотой отдельных деталей отделки;
модерн — плавные изысканные линии, граненые черенки приборов;
авангардный — две-три тщательно продуманные по форме и расположению эффектные линии;
рококо — нарядный, в завитушках, дизайн, кончики черенков украшены асимметричным изображением морской раковины;
индустриальный — лаконичные формы без какого-либо декоративного оформления;
нордический — лаконичный, как и индустриальный, стиль, но линии более скругленные; черенки цилиндрические, гладкие; чер — пательные элементы ложек почти круглые; полотно ножей и зубья вилок укороченные;
кантри — приборы простой традиционной формы, черенки из дерева или пластика «под дерево», на которых могут быть подчеркнуто крупные металлические заклепки. —
Столовые приборы изготовляют из легированной хромоникелевой стали марки Х18Н10, т. е. кроме чистого железа сплав содержит 18 % хрома и 10 % никеля. Сталь этой марки называют «медицинской», так как она не содержит ни малейших примесей мышьяка, ртути, цинка, меди, кадмия, хорошо переносит стерильную обработку и устойчива к коррозии. На сегодняшний день она признана самым долговечным, гигиеничным и экологичным материалом для сервировки стола, отвечает самым строгим требованиям диетологии. Сталь не содержит вредных примесей и не подвержена воздействию слабокислой или слабощелочной сред, какими непременно являются кулинарные блюда.
Сталь марки Х18Н10 полируется до зеркального блеска. Полирование не только придает столовым приборам привлекательный вид, но и упрощает их чистку, так как к безупречно гладкой поверхности не пристают остатки пищи. Кроме того, полирование увеличивает срок службы столовых приборов.
Среди столовых приборов особое место занимают ножи. Ножи высокого качества изготовляют из стали двух марок: ручка — из стали марки Х18Н10, а лезвие — из более твердой стали, чтобы нож не тупился. У таких ножей ручка сделана из двух половинок, между которыми закрепляют лезвие. Места соединения половинок тщательно обрабатывают так, чтобы стыки были совершенно не видны. Только у основания лезвия остается чуть заметная поперечная линия стыка деталей из стали разных марок. Эта линия является отличительным признаком высокого качества ножа с полой ручкой.
Более дешевые ножи-моноблоки изготовляют из одного куска стали. Чтобы лезвие ножа было достаточно острым, берут более твердые марки стали, а они не обладают уникальными свойствами стали марки Х18Н10. Такие ножи быстро теряют вид, не отвечают гигиеническим и диетологическим требованиям.
Столовые приборы чаще всего продают наборами: на шесть персон из 24 предметов — по шесть столовых ножей, вилок, ложек и чайных ложечек; на 12 персон из 72 предметов — по 12 столовых ножей, вилок и ложек, чайных ложечек, вилок для торта. В такой комплект также входят половник, соусник, ложка для салата, вилка для салата, две ложки для гарнира, лопатка для торта, две сервировочные вилки, ложка для сахара, щипцы для сахара, ложка для варенья.
Есть дополнительные наборы для чая на шесть персон из 16 предметов, а также для рыбы из 12 предметов (по шесть специальных ножей и вилок). Ножи для рыбы больше похожи на лопаточки, они не имеют режущей кромки и служат только для отделения костей. Обычный нож здесь не годится: его лезвием можно нечаянно измельчить кости, а это опасно. Вилка для рыбы имеет более короткие зубья и удлиненную прорезь посередине. Основания зубьев имеют по бокам фигурные вырезы, которые отличают ее от обычной вилки.
Украшением стола являются также тщательно продуманные дизайнерами разнообразные кольца для салфеток и держатели- подставки под столовые приборы. Этим маленьким аксессуарам отводится весьма значительная роль. Они завершают сервировку и приводят в соответствие ее элементы: посуду, приборы и столовое белье (скатерть, салфетки).
Кухонные ножи и ножницы. Каждый специализированный нож имеет свою форму, массу и размеры. Это связано с различием свойств продуктов, для которых предназначен тот или иной нож. Чтобы облегчить разрезание, технологи ножевого. производства позаботились об удобстве и рассчитали наиболее верные формы и размеры рукояток и лезвий. Ножи разных фирм обязательно будут различаться, но общие черты специализированных ножей сохраняются. Ниже приведено краткое описание наиболее типичных и часто встречающихся ножей и ножниц (рис. 4.11) на примере изделий фирмы «Фискарс» (Финляндия):
нож для чистки овощей, фруктов и корнеплодов имеет короткое лезвие прямой или вогнутой формы;
Рис. 4.11. Кухонные ножи и ножницы фирмы «Фискарс» (Финляндия) 141 |
филейный нож не спутаешь ни с каким другим — он самый длинный и узкий. Нож предназначен для отрезания тонких и ровных кусков мяса или рыбы. Разрез будет равномерным и аккуратным, если его выполнять одним движением ножа, а это возможно, если лезвие ножа длинное. Лезвие должно быть узким, чтобы продукт не прилипал к его поверхности и не сминался;
хлебный нож — некоторые сорта хлеба имеют прочную корку и рыхлую сердцевину. При нарезании такой хлеб сминается и приобретает неэстетичный вид. Чтобы этого не происходило, применяют хлебный нож. Он имеет длинное лезвие с волнистой режущей кромкой, которая ломает хлебную корку, а мягкую сердце — вину режет как обычный нож. Такой нож подходит также для разрезания арбуза или дыни;
нож для томатов похож на хлебный нож, но его размеры меньше, лезвие волнистой формы для разрезания плотной кожицы, сохранения мягкой середины;
нож для сыра — непросто нарезать мягкие сорта сыра, так как он прилипает к ножу и ломается при его движении взад — вперед. Ломтики сыра отрезаются одним движением ножа сверху вниз, поэтому для удобства нож имеет лезвие изогнутой формы;
нож общего назначения — в набор могут входить несколько ножей разной длины. Они не имеют каких-либо характерных особенностей и предназначены для грубой резки картофеля и других овощей;
поварской нож — самый большой и массивный, имеет широкое лезвие со слегка закругленной режущей кромкой. Им чистят, режут и нарубают крупные овощи, например капусту. Для этих же целей в наборе дополнительно бывает тесак с широким прямоугольным лезвием;
нож для мяса изогнутой формы с расширяющимся к острию лезвием позволяет концентрировать усилие в определенном месте лезвия и без особого труда разрезать даже очень жесткое или жилистое мясо;
нож для нарезки очень тонких кусочков ветчины, лососины, фруктовых пирогов и бисквитов имеет длинное лезвие, на каждой стороне режущей кромки которого расположены углубления. При резке в углублениях образуются воздушные кармашки, поэтому продукт не прилипает к ножу, какие бы тонкие кусочки ни отрезали;
нож для отделения мяса от костей похож на филейный, но короче и имеет сильно закругленное к острию лезвие;
нож для масла с очень широким и коротким лезвием — самый тупой из своих собратьев;
нож для чистки картофеля совсем не похож на нож, но очень удобен в работе;
стальная лопатка для переворачивания кусков мяса или рыбы при жарке на сковороде, используется также для подачи омлетов, тортов, пирожных и др.;
пластмассовая лопатка используется для того же, что и стальная, но при жарке на сковороде с тефлоновым покрытием.
кухонные ножницы похожи на обычные как по форме, так и по назначению, но имеют более мощные ручки и лезвия, чтобы без труда можно было резать плотные материалы, например картон, из которого делают молочные пакеты;
ножницы для разделки рыбы с коротким лезвием и мощными прочными ручками, как у садового секатора, предназначены для отрезания плавников, хвостов и рыбьих костей. Для хранения в закрытом положении ножницы снабжены фиксатором;
ножницы для разделки птицы похожи на ножницы для рыбы. Ими удобно отсекать плотные или твердые части птицы: лапки, гребни и перья. Для перерезания костей на ножницах предусмотрена фигурная выемка. Также имеется фиксатор для безопасного хранения.
Режущие свойства и устойчивость к коррозии нржа зависят от способа закалки стали. Сложный процесс тепловой-чэбработки дает прочнейшую сталь. Наилучшие ножи — те, которые проходят обработку ковкой. Цельнокованые ножи выпускают в небольшом количестве. В массовом производстве ножи делают из проката с последующей механической ковкой и контролем поверхности.
Одно из революционных новшеств последних лет — применение в ножевом производстве композитных металлокерамических соединений, которые позволяют избавиться от некоторых недостатков металла и сохранить его достоинства. Например, такой нож сохраняет прочность даже при очень низких температурах, в то время как обычная сталь становится недопустимо хрупкой.
С давних пор известны ножи с эффектом самозатачивания. Полотно для ножа делали многослойным, сваривая пластинки стали разной твердости. Пластинку из более твердой стали помещали между пластинками из менее твердой стали. Внешние пластинки стачивались быстрее, чем внутренние, поэтому нож оставался острым и не требовал подтачивания. В настоящее время эта технология возрождена, но на более высоком технологическом уровне. Мельчайшие частицы металла со сверхзвуковой скоростью и при температуре около 2000 °С напыляют на режущую кромку с одной стороны. В результате получается лезвие, твердость которого с разных сторон сильно различается. В процессе эксплуатации такого ножа мягкая сторона постоянно стачивается, а твердая — нет, поэтому толщина режущей кромки со временем доходит до нескольких сотых долей миллиметра с сохранением первоначальной прочности. Нож становится необыкновенно острым: достаточно сказать, что такой нож режет стекло подобно стеклорезу.
Рукоятки кухонных ножей раньше традиционно изготовляли из дерева твердых пород. Однако с точки зрения гигиены древесина — не идеальный материал для производства ножей. Дело втом, что естественные поры, которыми пронизана древесина, могут стать местом накопления и размножения микроорганизмов, в том числе и болезнетворных. Другой недостаток: дерево со временем разрушается от постоянного нахождения во влажной среде (при контакте с продуктами и мытье). Таким образом, для ручек кухонных ножа, нужен более прочный материал, особенно для ножей профессионального применения, когда нагрузки на них многократно возрастают.
Одним из лучших материалов для изготовления рукояток ножей сейчас признан полипропилен. Он не боится влаги, агрессивных сред (например, щелочи, содержащейся в моющих средствах, пищевых кислот), не разрушается при многократном мытье и сохраняет свои свойства в широком температурном диапазоне. Поверхность полипропиленовых рукояток лишена каких бы то ни было пор, поэтому они предпочтительнее с гигиенической точки зрения. Кроме того, из пластичного полипропилена можно изготовить рукоятку практически любой формы. Единственным его недостатком является нестойкость к сильному нагреванию, нужно избегать воздействия на детали открытого огня, от чего ручка может расплавиться и даже сгореть. Вместе с тем ножи с полипропиленовыми рукоятками можно стерилизовать.
Стекло и хрусталь. Мир стекла и хрусталя безбрежен: это не только бокалы и фужеры (рис. 4.12), но и графины и кувшины для крепких напитков и соков, вазы для цветов, пепельницы, подставки для свечей, люстры. Богатые и подчеркнуто скромные, нарядные и прекрасные своей простотой, украшенные золотом и прозрачные, как слеза, массивные и утонченные, устремленные ввысь.
Изделия из стекла нельзя однозначно отнести к стилю ампир, рококо или кантри. Каждое изделие имеет свой собственный стиль. Но существуют классические формы бокалов и стаканов для определенных напитков. Если интерьер квартиры вы — Рис. 4.12. Дизайн бокалов полнен в стиле готика: высокие
потолки, изящный стол, стулья с высокими спинками, во всем последовательность, прямолинейность и устремленность ввысь, то в него хорошо впишутся высокие утонченные бокалы, подчеркивающие вертикальность линий.
Изысканная классика — никаких излишеств, все сдержанно и красиво. Это нестареющая посуда, уместная во все времена.
Стекло и хрусталь в стиле модерн — мода для молодых. Неотразимое обаяние всего нового — ультраброские цвета и эпатирующие формы — никаких строгих правил.
Пышно декорированный фарфор рекомендуется дополнять хрусталем со сдержанным и лаконичным декором, например изящными бокалами, у которых декорирована только ножка. Также удачным будет выбор прозрачных изделий с легкой волнообраз — ностью самого бокала. Но это не должно снижать качества — не должно быть воздушных пузырьков, ряби и других дефектов, свидетельствующих о не совсем чистом материале.
Изделия из цветного стекла часто изготовляют вручную, расписывают их золотом или украшают платиной с мелким дошли — фовыванием.
Еще один популярный вид декорирования — Давление. Сначала изделие покрывают воском, на который специальными иголками наносят рисунок. Выгравированные места обрабатывают кислотой. Затем наносят покрытие из золота и обжигают. В результате получают неповторимый узор, играющий золотыми тенями.
Броско и богато выглядят изделия, украшенные аппликацией. Это процесс очень сложный и трудоемкий. Чем больше в изделии цветовых оттенков, тем больше стадий обжига оно прошло для закрепления цвета. Такие изделия отличают роскошь и богатство декора.
Существует еще множество способов отделки изделий из стекла и хрусталя: накладки из эмали, окантовки золотом, платиной или серебром, шелкография и др. Если прессованные изделия похожи друг на друга, как две капли воды, то изделия, изготовленные вручную, — это произведение искусства. Разница состоит в том, что стеклодув, колдуя над своим произведением, отдает ему частичку своей души, «одушевляет» предметы. Именно поэтому предметы в наборе ручной работы чуточку отличаются друг от друга.