і
В т<^вароведении уделяется большое внимание проблемам качества товаров. Качество — совокупность свойств продукции, удовлетворяющих определенные общественные и личные потребности в соответствии с назначением. При этом качество — философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно тем, а не иным.
Качество — объективная и общая характеристика объектов, совокупности их свойств и мера полезности, способная удовлетворять общественные и личные потребности. Опыт изучения свойств товаров оказался Полезным для разработки современных методов оценки качества изделий при проектировании, патентовании, утверждении к выпуску новых образцов и т. д. Системы комплексной оценки качества промышленных изделий при всех их различиях непременно включают эстетический показатель. Эстетическая оценка, с одной стороны, — это способность изделия непосредственно удовлетворять эстетические потребности людей, а с другой — своеобразная интегральная оценка его качества.
В настоящее время эстетическая сущность дизайна все чаще связывается со способностью выразить в форме вещи ее смысл и характер» роль и ценность. При этом эстетическое воздействие понимается как восприятие совершенства и целесообразности данной вещи. Удовлетворяя определенные материальные потребности, предмет выступает как явление материальной культуры. Будучи же материальной ценностью, он в то же время представляет собой и духовную, и эстетическую ценность. Эстетичная ценность предмета не существуем независимо от человеческой деятельности как некая внепространственная и вневременная сущность, а определяется функцией само» предмета в системе общественных отношений.
Анализируя форму изделия, покупатель сначала оценивает качество его изготовления и прогрессивность технологии. Эти показатели характеризуют свойства изделия как физического тела.
Ко второй группе относят те характеристики формы, которые не имеют жесткой и однозначной Связи с качеством вещи, чтобы их можно было зафиксировать в предписаниях и методиках. Речь
идет о таких вещественно-морфолощческих характеристиках изделия, которые не могут быть оценены с помощью понятия «высокое или низкое качество». Однако в процессе использования вещей эти нейтральные характеристики связываются в сознании человека с их полезностью и свидетельствуют об общественной ценности продукции.
Третью группу образуют характеристики, отражающие соответствие изделия определенному стилю и моде. Способность изделия обеспечить единство стиля в сочетании с другими вещами является одним из необходимых эстетических требований к нему. Эксперт, осуществляющий эстетическую оценку изделия, должен учитывать тенденции современного стиля и динамику моды.
К четвертой группе относят характеристики формы изделия с точки зрения ее целостности. Они не являются ни товарными, ни вещественно-морфологическими, а характеризуют подчиненность различных элементов единой композиционной идее. Поэтому они не являются специфическими для того или иного вида изделий и могут быть обнаружены в форме каждой вещи. Эти показатели называются композиционными.
Полная и точная оценка качества изделия вкліфает в себя обязательную “проверку соответствия степени совершенства формы ценности изделия. Объектом эстетической оценки служит эстетическое содержание вещи, отражающее соответствие чувственно воспринимаемой художественной ценности изделия его техническому совершенству, целесообразности, полезности, удобству пользования.
Значимость эстетических функций неодинакова для изделий разных ввдов. Для одних ввдов изделий художественно-эстетические Характеристики являются ведущими (изделия ювелирные, декоративно-прикладного назначения), а характеристики художественного образа, стиля, моды, композиции — решающими для выявления и определения их художественной ценности. Для других изделий художественно-образные характеристики не играют существенной роли или вовсе отсутствуют. На первый же план выступают утилитарные или технические функции, их эстетическое осмысление и сопутствующие им характеристики эстетической ценности — красота, гармоничность, пропорциональность, масштабность, ритмичность, колорит и т. п. Большинству же промышленных изделий свойственно сочетание их практического назначения с эстетической функцией, характеризуемой эстетическими характеристиками первой и второй групп.