При рассмотрении предмета в целом глазом воспринимается его геометрическая форма и структура. Почти все видимые элементы ограничены со всех сторон оболочками или плоскостями разной формы. Это означает* что каждый элемент, каждый предмет имеет определенную пространственную форму. Первичными элементами пространственной формы, предметов являются геометрический вад» размер, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, декор, цвет и светотень.
Геометрический вид. Это свойство (элемент) формы в целом и ее частей, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером ее поверхности (прямо — или криволинейная, ломаная). В зависимости от преобладания одного из трех измерений различают следующие виды формы: объемный, плоскостной и линейный. Объемный вид характеризуется тремя размерами. Плоскостному виду свойственно резкое уменьшение одного из размеров. В линейном виде одно измерение преобладает над двумя другими при их относительно малой величине. J
Линии формы. Человеку свойственно относиться эмоционально к окружающим его явлениям и предметам. Представление о покое и движении, легком и тяжелом, пассивном и активном человек связывает с различными видами линий* их наклоном и характерам (рис. 2.1);
Горизонтальная линия, например, ассоциируется с понятием покоя, статичности, пассивности. Она способствует зрительному уменьшению фИГурЫлПО вертикали. , ,
Вертикальная линия — энергичная и горячая — выражает стремление вверх, зрительно удлиняет формул —
Наклонная линия связывается с неустойчивостью, падением, и чем ближе она к горизонтали, тем больше ассоциируется с уверенностью и спокойствием.
Иначе воспринимается диагональная линия. Она действует как сила, преодолевающая пассивность, выражает движение, динамику. Различаютправую и левую диагонали. Они воспринимаются — неодинаково. Правая — диагональ подъема, левая — диагональ падения. Диагональ типична для асимметричной одежды, мягких и жестких драпировок и т. п.
Волнообразная (плавная) линия характеризует равномерность движения, мягкость, текучесть. Плавные линии применяются в одежде сложных фасонов.
Ломаная Линия связывается с неравномерным движением, резкими’изменениями событий, со взлетами и падениями.
Спираль ассоциируется с понятие^ вращения, а дуга — с преодолением каких-то препятствий и последующим взлетом.
Для создания формы изделий художник-конструктор использует геометрические линии в комплексе, т. е. в различных композиционных соподчинениях, сочетаниях. В этом случае одна из линий должйа играть роль главной, ведущей, на основе которой строится вся композиция.
Размер формы. Это протяженность формы и ее элементов по трем координатам. Размер формы определяют по отношению к размерам человека, размерам изделий других форм или отдельных элементов одной и той же формы. При сопоставлении форм видно их равенство или неравенство. Величина формы зрительно может увеличиваться шсн уменьшаться при сопоставлении большого и малого. Мелкие детали в большой форме подчеркивают ее величину, а крупные, наоборот, уменьшают.
Положение в пространстве. ЭтО свойство формы, определяемое ее местонахождением среди других форм, а также относительно наблюдателя в системе фронтальной, профильной и горизонтальной плоскостей. Предмет, форма которого приближается к прямоугольному параллелепипеду; имеющему два равных измерения, может занимать три типовых положения по отношению к наблю дателю: фронтальное, профильное и горизонтальное. Куб, у которого все три измерения равны, имеет только одно типовое поло жение. То же самое можно сказать и о предметах, форма которых приближается к этим фигурам. •
Взаимное расположение форм в пространстве по отношению друг к другу я зрителю может рассматриваться и по другому признаку—по расположению относительно друг друга или зрителя ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа. По отношению к линии горизонта формы могут располагаться выше, ниже или на его уровне.
Масса формы. Это зрительно воспринимаемое количество материала всего предмета или его деталей, которое может заполнить пространство в пределах геометрической формы. Масса формы зависит от размеров предмета. Большей форме зрительно соответствует и большая масса. Восприятие массы изменяется и в зависимости от геометрического вида формы. Наибольшей зрительно воспринимаемой массой обладают формы, приближающиеся к кубу и шару, и все те, размеры которых по трем координатам равны или близки к равным. Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейным, поэтому одежда узкая и длинная кажется всегда менее массивной, чем короткая и широкая.
Восприятие массы изменяется в зависимости от степени заполнения форм. G увеличением степени заполнения предметы кажутся более массивными. Наиболее массивны предметы, в которых отсутствуют пустоты. Изменение зрительно воспринимаемой массы формы зависит, кроме того, от цвета, фактуры и текстуры материала, из которого она сделана, и от размеров соседствующих с ней предметов. Зрительно воспринимаемая масса форт мы увеличивается, если с ней рядом находятся предметы меньших размеров. Если же размеры их увеличиваются, то масса данной формы зрительно уменьшается. Все эти иллюзорные изменения массы форм часто используют при проектировании изделий.
Фактура (met. factum — обработка, строение). Фактура — видимое строение поверхности формы. Фактура бывает гладкой, блестящей и глянцевой, матовой и шероховатой, крупно — или мелкозернистой и т. д. Каждый материал (металл, стекло, ткань, бумага* песок, камень т. п.); имеет свою фактуру. Ее восприятие зависит or расстояния зрителя до рассматриваемой поверхности, характере освещения (если оно боковое, то хорошо видна шероховатость).’ ‘
От фактуры материала зависят объемность и масса формы изделий. Усиление фактуры поверхности увеличивает объемность и массу изделий. Гладкая и блестящая поверхность, наоборот, придет легкость и зрительно уменьшает объем. Фактура материала способна даже влиять на восприятие пропорциональных отноше- нийформы. •.
Текстура (лат. texiura — ткань, связь, строение). Текстура — видимые на поверхности материала признаки внутренней структуры. Выразительной текстурой обладают, например, изделия из древесины, камня, кожи. Различные текстуры используют как декоративное средство, выявляющее эстетическое своеобразие материала. — ’
Цвет. Это свойство тел вызывать те или иные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого, пропускаемого или излучаемого ими свеіга. Различают физические, физиологические, эмоционально-психологические свойства цвета.
/
К физическим свойствам цвета относят цветовой тон, яркость (светлота) и насыщенность. Цветовой той* — это то, что позволяет отличить один цвет от другого: красный, зеленый, синий и т. д.
Яркость, или светлота, характеризуется количеством отраженного или пропущенного света. Каждый цвет обладает определенной светлотой. Оранжевый светлей красного, синий темнее голубого, коричневый темнее розового и т. д.
Все цвета делят на ахроматические и хроматические. Ахроматические — белые, серые, черные — не обладают избирательным поглощением и отличаются друг от друга светлотой. Хроматические — спектральные и смешанные — различают по цветовому тону, светлоте и насыщенности.
11 Под насыщенностью понимают долю чистого спектрального цвета в данном цвете. Она определяется в процентах. За 100 % принимают насыщенность соответствующего спектрального цвета, а за нуль — белый или другой ахроматический цвет. Таким образом, спектральные цвета имеют насыщенность, равную единице, а ахроматические — нулю. Самыми насыщенными цветами являются основные спектральные и пурпурный. Их называют чистыми, открытыми, интенсивными. Цвета, расположенные между основными спектральными, — промежуточные (желто-зеленый, синефиолетовый, оранжево-желтый), менее насыщенные, их называют сложными, спокойными, сдержанными, мягкими. Насыщенность любого цвета уменьшается при добавлении к нему белого или черного. Цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавления белого цвета, называют разбеленными (розовый, сиреневый и др.). Цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавления черного цвета, называют затемненными.
Физиологические свойства цвета— это его способность воздействовать на человеческий организм, например:
интенсивный красный цветвызывает слишком сильное возбуждение, повышает артериальное давление;
зеленый способствует расширению капилляров, снижает артериальное давление, снимает зрительное утомление, успокаивает; желтый стимудирует деятельность мозга; голубой и фиолетовый благотворно влияют на легкие и сердце, увеличивая их выносливость;
серый и черный цвета могут вызывать угнетенное, подавленное состояние.
Эмоционально-психологические свойства цвета связаны с физиологическим воздействием и всякого рода иллюзиями и ассоциациями. Так, по Характеру восприятия все цвета делят на теплые и холодные. Теплые цвета — красный, оранжевый, желтый, желто зеленый — ассоциируются с солнцем, огнем, теплом. Они яркие, броские, динамичные, увеличивающие размер и объем. Холодные цвета — голубой, синий, фиолетовый, зелено-голубой — ассоциируются с водой, льдом, холодом. Цвета эти более спокойные, менее выделяющиеся.
Различают цвета легкие и тяжелые. К легким относят все светлые и холодные цвета, к тяжелым — темные и теплые. Цвета делят на «выступающие» — светлые и теплые и «отступающие» — темные и холодные. Свойства цвета приближать или удалять, делать предметы более легкими или тяжелыми, увеличивать или уменьшать их объем широко используют в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. В частности, пространственные свойства цвета позволяют создать видимую глубину изображения на плоском полотне картины.
В силу ассоциативного характера восприятия цвета вызывают разные чувства и ощущения у человека, особые душевные настроения, навевают какие-то образы:
красный цвет воспринимается как возбуждающий, горячий, самый активный и энергичный, мужественный, страстный, цвет доблести, силы, мощи;
зеленый — спокойный, умеренный и освежающий — создает впечатление мягкости, приятного и благотворного покоя; символ весны, плодородия, юности, свежести, радости, надежды, воспоминаний; ‘
желтый — возбуждающий, оживляющий, бодрый, веселый, суетливый, кокетливый, несколько дерзкий, цвет веселья и шутки, символ солнечного света, тепла, счастья;
оранжевый — жаркий, бодрый, веселый, пламенный, жизнерадостный;
голубой — светлый, свежий и прозрачный; белый — легкий, холодный и благородный, символ чистоты. На восприятие цвета влияет целый ряд факторов, которые могут изменить видимый цвет тел. Изменение их цвета часто связано со спектральным составом источников света. Так, в свете ламп накаливания желтых лучей больше, чем в солнечном свете, поэтому желтые цвета становятся более насыщенными, красные светлеют, оттенок становится желтым, голубые темнеют, сиреневые приобретают желтый оттенок, а фиолетовые — красный. Цвет материала зависит также от фактуры поверхности. Цвета на глянцевых блестящих поверхностях кажутся более сйетлыми, на матовых — более темными (атлас и бархат).
Восприятие цвета зависит, кроме того, от явлений контраста. Различают одновременный и последовательный контрасты. В свою очередь одновременный контраст может быть контрастом по светлоте и цветовым, или хроматическим. Одновременный контраст по светлоте заключается в том, что цвета, расположенные на темном фоне или рядом с ним, светлеют, а на светлом или рядом с ним *— темнеют. Белый цвет на черно*? фоне кажется особенно ярким, а черный на белом — глубоко черным. Одинаковые серые
/.
кусочки ткани на черном, белом и сером фоне будут выгляд по-разному. На белом фоне ткань кажется темнее, на черном светлее, на сером почти не изменится. ;
Разновидностью контраста по светлоте обусловлен и краево или пограничный, контраст. На границе светлого и темного свс лое еще более светлеет, а темное темнеет, что создает впечатл* ние неравномерно окрашенных площадей. Для уничтожения кр евого контраста плоскости разделяют контурной линией.
Одновременный хроматический Контраст представляет соб изменение цвета в зависимости от окружающего его другого цве: Цвет всегда изменяется в сторону, противоположную (дополн тельную) окружающему цвету. Для каждого хроматического щ (та может быть найден другой хроматический, который п. Смешении с первым в определенных соотношениях дает ахром тический. Такие двахроматическихцветаназывймотся дополн тельными. На цветовом круге дополнительные цвета распола ются на противоположных концах диаметров. Дополнительны парами цветов являются: красный и голубовато-зеленый, ора: жевый и голубой, желтый и синий, зеленый и пурпурный и д.
В результате хроматического контраста серый цвет на раз» фонах приобретает неодинаковую кажущуюся окраску. Так, красном фоне серый узор зеленеет, на зеленом — краснеет, синем — желтеет и т. п. ,
Последовательный контраст возникает при рассмотрении дв цветов не одновременно, а поочередно. Второй цвет будет казать-» ся окрашенным в цвет, дополнительный к первому.
Цвет представляет собой не только элемент формы, но и важ ное средство объединения и гармонизации других ее элементов Цвет промышленныхиэделий выбирают с учетом их функцио вального назначения и способов эксплуатации, конструкции материала, композиции.
Светотемь. Она является следствием разного угла падения све товых лучей от источника освещения на форму и характеризуете, распределением светлых и темных участков на ее поверхности. Об разование светотеневых эффектов зависит от формы предмета рельефности и фактуры материала, направления падения луче от источника освещения. Светотень на одежде, например, в зн чительной степени обусловлена рельефом формы. Рельеф СОЭД; ется складками, накладными деталями, швами, фалдами, драли ровкой и т. д. Обилие деталей и драпировоКнерегружает фор: светотеневыми эффектами и увеличиваетее объемность. Если : светотень образована редкими вертикальными линиями, объе формы зрительно уменьшается: действует эффект зрительных ил люзий. ‘ ".
Декор (фр. decor, лат. decoro — украшаю). Это элемент форм изделий в виде орнамента или рисунка:
Рис. 2.2. Виды (I— VII) ленточных изобразительных орнаментов и схемы их построения: Р — раппорт (повторяющаяся часть орнамента) |
f |
Орнамент (лат. omamentum — украшение) — рисунок (узор), построенный из организованньгх элементов. Различают два основ*? ных типа орнамента: геометрический и изобразительный.
Геометрический орнамент построен из абстрактных геометриг ческих форм (квадратов, треугольников, ромбов, кругов),а также штрихов, точек и линий, которые, чередуясь в определенном порядке, позволяют получить узоры от самых простых до очень сложных. Геометрический орнамент широко применяют для украшения современных изделий из стекла, керамики, тканей и других материалов. ^
Изобразительный орнамент воспроизводит’&онкретные предметы реального мира — растения, животных, вещи. Изобразительным орнаментом широко украшают ткани, изделия из трикотажа, стекла, керамики и т. д. (рис. 2.2).
В изобразительном орнаменте природные формы воспроизводятся не буквально, они существенно упрощаются, типизируются и стилизуются. Орнамент отражает лишь наиболее общие, характерные и существенные черты целого вида или рода предметов, благодаря чему можно бесконечно повторять избранный Мотив. Он, как и другие элементы формы, является средством пере-
дачи замысла и идеи художника. Основой выбора темы, идеи р* сунка является утилитарная функция предмета, и изображе* должно соответствовать его назначению.