Нынешний рассказ будет посвящен последним двум из 5 станций, открывшихся первыми в киевском метро. «Институт» благодаря собственной архитектуре по праву считается визитной карточкой всей первой очереди и одним из знаков метрополитена. Более лаконичная «Вокзальная», являющаяся на данный момент самой загруженной станцией киевского метро, должна была стать продолжением жд ворот столицы и знакомить пассажиров с историей Украины.
Институт
Проектное заглавие — «Институтская».
Станция открыта 6 ноября 1960 г. в составе первого пускового комплекса. Заглавие станции появилось благодаря близости головного («красноватого») корпуса Киевского государственного института им. Т.Г. Шевченко. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубочайшего заложения. Как и «Арсенальная», станция имеет два эскалаторных подъема с промежным вестибюлем. Оформление станции выполнено в стиле облегченного послевоенного сталинского неоклассицизма. Нельзя сказать, что отделка станции принципно богаче других станций первой очереди, но общая сборка частей отделки, цветовая палитра и некие дополнительные детали дали станции звание одной из самых прекрасных не исключительно в первом пусковом участке, да и во всем киевском метро.
Архитекторы: Г. Головко, М. Сыркин, Е. Иванов, Т. Елигулашвили, Л. Семенюк, О. Лозинская.
Архитекторы: М. Декерменджи, А. Белостоцкий, В. Зноба, А, Ковалев, Э. Кунцевич, М. Лысенко, П. Остапенко, О. Супрун, А. Шапран.
Пассажиропоток на текущий момент составляет 23,9 тыс. пассажиров в день.
При проектировании Сырецко-Печерской полосы рассматривался вариант строительства пересадочного узла на «Институте», но трассировку полосы через «Театральную» сочли более применимой. Не считая того, временами всплывают планы по строительству на станции второго выхода на ул. Льва Толстого, но сроков у этих планов пока нет.
Некие наброски станции конкурса 1952 г.:
По результатам конкурса 1958 г. для предстоящей работы было отобрано два наброска. 1-ый из их — «Красноватая книжка» (Укргипрошахт, Киев), создатели — М. Сыркин и Е. Иванов. Этот вариант предугадывал отражение в архитектуре станции монументальных форм красноватого корпуса института и обусловил предстоящее архитектурное оформление станции.
2-ой вариант — «Роза». создатели — Т. Елигулашвили, Л. Семенюк, при участии конструктора О. Лозинской, под общим управлением Г. Головко.
В процессе доработки наброски перетерпели целый ряд конфигураций.
Макет отделки в центральном зале станции:
Отделка станции близится к окончанию:
Пробный поезд на «Институте»:
Сейчас давайте на некое время покинем станцию и поднимемся наверх. Наземный вестибюль станции построен на месте начального входа в ботанический сад и выполнен в виде 1-этажного паркового павильона с куполом из сборного железобетона. Набросок:
Строительство вестибюля:
Установка эскалаторов и работы по отделке снутри вестибюля:
Наземный вестибюль намедни открытия метрополитена:
Вид. К вестибюлю с обеих сторон примыкают недлинные колоннады, образующие вход в Ботсад.
Над каждой дверцей вестибюля располагаются дюралевые вензели с знаками «М» — довольно обычные в Столичном метрополитене и единственные в Киеве.
Из-за крутого спуска с тыльной стороны вестибюля наклонный ход эскалатора отчасти выходил на поверхность, и чтоб его скрыть были сделаны две террасы с боковыми полукруглыми гранитными лестницами:
Кассовый зал станции, совмещенный с эскалаторным. На стенках как и раньше можно узреть факельные старенькые осветительные приборы. Двери в служебные помещения обрамлены прекрасными белоснежными порталами с растительным орнаментом.
Вернемся на станцию. В торце центрального зала ранее находилась статуя В.И. Ленина, завершавшая композицию. Сначала 90-х она была демонтирована.
Боковые залы станции. Как и на других станциях первой очереди, тут на платформе ранее также был асфальт:
В ограничительную линию станции ранее были вмонтированы лампы, включающиеся при приближении поезда. Потом система была демонтирована.
Пилоны станции покрыты коричнево-розовым мрамором:
На пилонах со стороны центрального зала в особых нишах расположены бюсты украинских и русских ученых, деятелей культуры и искусства. Все бюсты (в т.ч. и статуя Ленина) были выполнены из белоснежного оргстекла.
Т.Г. Шевченко и А.А. Богомолец:
А.М. Горьковатый и М.В. Ломоносов:
А.С. Пушкин и Д.И. Менделеев:
И.Я. Франко и Г.С. Сковорода:
Боковые залы станции:
Путные стенки ранее были покрыты кафельной плиткой светло-розового цвета, но потом ее поменяли на более долговременную
Как и на всех станциях первой очереди, на «Институте» сохранилось огромное количество увлекательных деталей. К примеру, обычная закарнизная подсветка тут решена чуть по другому: карниз составлен из стеклянных фигурных частей, объединенных бронзовыми орнаментированными креплениями. Чтоб дополнить станцию государственными мотивами, ряд деталей (узоры вентиляционных решеток, набросок гранитного пола, гипсовая расшивка в высшей части пилонов) имеют вид украинских узоров. Необходимо подчеркнуть еще одну особенность станции: мрамор на ней богат на закаменевшие остатки старых организмов. Самые приметные из их можно отыскать под бюстом Максима Горьковатого: там находятся три огромных среза раковин аммонитов.
Промежный вестибюль облицован кафелем кремового цвета с направленными в белоснежный свод факельными светильниками. Как и промежный вестибюль «Арсенальной», он был поначалу собран на поверхности земли, а потом опущен вниз, но на существенно наименьшую глубину.
Вокзальная
Также, как и «Институт», станция открыта 6 ноября 1960 г. Заглавие станции гласит само за себя: рядом вокзалы станции Киев-Пассажирский для загородных поездов и поездов далекого следования. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубочайшего заложения. До 1963 г. станция была конечной; оборот поездов происходил через съезд за станцией.
Архитекторы: В. Ежов, Е. Катонин, В. Скугарев, И. Шемсединов.
Живописец: А. Мизин.
Пассажиропоток на сей день имеет рекордную для Киевского метрополитена цифру: 68,3 тыс. пассажиров в день (и это лишь на вход).
Единственный выход станции имеет трехленточный эскалатор, что издавна уже недостаточно для имеющегося пассажиропотока. О необходимости возникновения второго выхода дискуссии идут очень издавна, и пару лет вспять даже объявлялся тендер на его строительство по одному из проектов, но потом тендер был отменен, и каким будет конечный проект вновь — непонятно. Также планируется, что на «Вокзальной» будет организована пересадка на будущую Подольско-Вигуровскую линию метро. Не исключено, что она будет совмещена со вторым выходом.
Один из эскизов 1952 г.:
На новеньком конкурсе 1958 г. был отобран под лозунгом «Р» (Метрогипротранс, Москва), создатель — Р. Погребной.
А вот уже фактически то, что вышло в конечном итоге:
Проект наземного вестибюля (архитекторы — А. Добровольский и И. Масленков). Единственное, что родилось фактически в первозданном виде 1952 г., т.к. здание пригородного вокзала строилось на пару лет ранее открытия метро. Из исключенных деталей необходимо подчеркнуть шпиль на башне и статую перед входом в метро.
Вестибюль незадолго до открытия метрополитена:
На этом фото на входе в вестибюль можно увидеть старенькые древесные двери, которые просуществовали довольно долгое время:
И снова вестибюль:
Центральный зал станции в 1-ые годы работы:
В торце центрального зала ранее располагался герб УССР. В 90-х герб демонтировали, и оставшаяся на его месте дырка до сего времени ничем не закрыта.
Боковой зал станции. В отличие от «Крещатика» и «Института» путная стенка станции как и раньше облицована аутентичной плиткой. Кстати, направьте внимание, на станции стоят… урны! Были они не только лишь на «Вокзальной». Сколько лет они жили в метро, как досадно бы это не звучало, непонятно.
Пилоны станции облицованы светлым мрамором, пол выложен квадратными плитами темного габбро и серого гранита. Залы станции освещаются люминесцентными светильниками в виде «гребешка» по 28 ламп в каждом.
Вообщем, строительная краса «Вокзальной» очень затенена неизменными массами пассажиров. Если в дневное время станция мне всегда казалась сероватой и невеселой, то без толп бессчетных пассажиров станция как будто расцвела, стала по-своему величавой и прекрасной.
Огромные чеканные латунные (по неким источникам из анодированного алюминия) медальоны на пилонах содержат сцены истории Украины начиная от Киевской Руси. Медальоны «Древнерусские витязи» и «Переяславская рада»:
«Крестьянское восстание» и «За власть Советов!»:
«Воссоединение украинских земель 1939 г.» и «Величавая Российская война»:
«Дружба народов» и «В семье свободной, новейшей»:
На станции также сохранились и другие достойные внимания детали. Круглые волнистые вентиляционные решетки, дверца в путной стенке, выполненная в таком же «волнистом» стиле, осветительные приборы в кассовом зале (ранее на их были шарообразные плафоны, в прошедшем году их поменяли на ампирные) и т.д.
На этом серия публикаций о станциях первого пускового комплекса завершается. Последующая часть будет посвящена станциям «Политехнический институт» и «Шулявская».
Создатель: Олег Тоцкий
См. также:
Метро, которого нет: конкурсные проекты 1952 г.
Метро, которого нет: станция «Днепр»
Метро, которого нет: «Арсенальная» и «Крещатик»