В 1934 году был объявлен конкурс на строительство Народного Комиссариата Тяжёлой Индустрии (Наркомтяжпром) в Москве. Предполагаемое место строительства — Красноватая площадь. Задачка перед конструкторами стояла по-истине масштабная: нужно было вписать здание в сложившуюся композицию Кремля.
Двадцатый век занес конструктивно новое осознание организации места и строительного языка. Как таковой язык воспринимается как разрыв с предыдущей строительной традицией? Есть ли связь времен российской архитектуры, культуры и российского авангарда — конструктивизма?
Как писал Г.-Г.Гадамер: «Наша жизнь являет собой непрекращающееся движение через одновременность прошедшего и грядущего. Суть того, что мы называем «духом», заключается в самой возможности продвигаться вперед, удерживая этот горизонт открытого грядущего и неподражаемого прошедшего».
Могут ли наилучшие работы конструктивизма быть иллюстрацией этой мысли?В архитектуре авангарда очень выделяется один зодчий – Константин Мельников. Сам Мельников о собственном творчестве писал так: «в наш век возникновения Конструктивизма, Рационализма, Функционализма и АРХИТЕКТУРЫ не стало… Что касается меня, я знал другое, и это другое — не один конструктивизм. Всякую догму в собственном творчестве я считал противником, но конструктивисты все в целом не достигнули той остроты конструктивных способностей, которые предвосхитил я на 100 лет».
Разобраться с этим нам поможет трехмерная иллюстрация строения Наркомтяжпрома — самой необыкновенной, смелой и уникальной его работы.
В размещенной объяснительной записке Мельников так охарактеризовал собственный конкурсный проект Наркомтяжпрома: «База социализма — томная индустрия. Это должно быть выражено в монументальном здании Наркомтяжпрома… (фото эскизной работы изготовлена в музее архитектуры имени А. Щусева)
Проект решает объемно масштаб сооружения в виде развернутого периметра с подчинением главной оси — Красноватой площади… (перспектива)
Внешние лестницы с Красноватой площади в центре строения над котлованом делают внезапно сильную глубину, усиливающую масштаб монумента…
Здание в плане решено в виде формы 2-ух соединенных римских пятерок, обращенных в сторону Красноватой площади верхушками, и размещено по оси мавзолея Ленина…
В центральной части меж 2-мя пятерками устроен, по композиционным и планировочным суждениям, котлован формы ромба, с глубиной в 16 этажей, …
…имеющий свои сходы-лестницы с Красноватой площади, со стороны Ильинки и площади Свердлова…
1-й этаж разделяет объем строения на две главных части: а) надземную, где размещены: помещение наркома, секторы, главные управления, фабрика-кухня и культгруппа; …
б) подземную, где размещаются: тресты, имеющие естественное освещение из котлована, подсобные помещения наркомата — библиотеки, кладовые, кухни и выставка-музей.
На уровне 16 этажа находится главный парадный вестибюль, обращенный в сторону Красноватой площади, имеющий свои внешние, передвигающиеся лестницы. Этажность строения: надземная — 41 этаж, подземная — 16 этажей …
Конструкция — каркас железный и железобетон».
Пятерки строения заканчиваются «мышечным напряжением десятиэтажного сдвига» — консольными выступами с циклопическими статуями.
Огромное внимание Мельников уделял вопросу восприятия человеком строительной композиции.
Вместе с ракурсом восприятия снизу ввысь, Мельников экспериментировал и с такими способностями ракурсного восприятия, которые связаны с величиной угла зрения.
По мере приближения человека к обыкновенному зданию угол зрения возрастает ввысь. В проекте здание Наркомтяжпрома вырастает в 2-ух направлениях: ввысь и вниз. Таковой прием позволил бы сделать новые, необыкновенные условия восприятия построек.
19. По поводу собственного проекта Мельников гласил, что огромные строения не нужно размельчать. Их детали должны восприниматься издалека упругими, как мышцы.
Наркомтяжпром, вписанный в имеющийся ландшафт Москвы
Вид на Красноватую площадь с 41-го этажа.
Наркомтяжпром необходимо прирастить в 2.5 раза, чтоб можно было оценить масштаб.
Вид с Патриаршего моста.
Справа — дом на набережной(1927 — 1931). Построен в стиле позднего конструктивизма по проекту Бориса Иофана — управлял проектированием Дворца советов. Дворец советов был должен стоять напротив дома на набережной, по левую руку от места съемки. Вдали — слева от Кремля — гостиница Москва. База строения была спроектирована юными конструкторами О. Стапраном и Л. Савельевым, позднее Алексей Щусев занес некие конфигурации: добавил лаконичный декор в духе неоклассицизма, не нарушив при всем этом конструктивистскую базу проекта строения.
Результат
В статье, посвященной конкурсу, написанной в «Архитектуре СССР» 1934 г., задачка интерпретируется последующим образом: «Перед проектировщиками было поставлено задание только ответственное как по нраву и масштабам самого объекта проектирования, так, в особенности, по той ансамблевой задачке, которая должна была быть сразу разрешена.
Красноватая площадь – этот «форум социалистической Москвы» – явилась по условиям данного задания конкретной темой творческой работы участников конкурса. Конструктору пришлось иметь тут дело – в отличие от бессчетных других случаев перепланировки и реконструкции старенькых столичных ансамблей – с строительным наследством только высочайшего художественного и исторического значения».
Многими участниками конкурса новый объем Наркомтяжпрома понимался как один из вариантов головного строения, возникавшего в историческом центре на Красноватой площади. На самом деле, обозначенный в конце XIX в. диалог-спор 2-ух композиционных доминант – колокольни Ивана Величавого и храма Христа Спасателя – возобновлялся.
Новый объем Наркомтяжпрома брал на себя роль Ивановской колокольни в диалоге с новейшей доминантой – Дворцом Советов.Всего год остается до утверждения эпохального документа – Генерального плана Москвы 1935 г., предложившего вариант перевоплощения городка в традиционный ансамбль, где роль организующего головного строения, некоего абсолютного центра был должен играть Дворец Советов, проект которого уже был утвержден сначала 1930-х гг.
И в этом плане не было место конструктивизму.Проект Константина Мельникова, как и проекты других архитекторов, так и не был реализован.
Создатель: greedyspeedy