Ручная вышивка

В русской народной вышивке применяют счетные и свободные швы, с помощью которых можно получить оригинальные орна: ментальные решения и колорит.

Счетную вышивку выполняют на хлопчатобумажной или льня­ной ткани полотняного переплетения (в прошлом — по холсту, вытканному из конопли или льна). Для такой вышивки ткань слу­жила фоном, поэтому почти всегда она была белого или серого цвета, что обеспечивало четкое восприятие вышитого узора.

В областях Русского Севера — Архангельской, Вологодской, Ярославской и других счетную вышивку выполняли следующими

Ручная вышивка

Рис. 6.22. М. Е. Ковальская, Н. П. Савельева. Полотенце. Лен, вышивка.

1976 г. пос. Крестцы Новгородской области

швами: роспись, счетная гладь, набор, крест, белая строчка, цвет­ная перевить. Как правило, вышивка состояла из геометрических мотивов и условных изображений барса, птиц, человеческой фи­гуры, древа жизни. Рисунок в виде широкой полосы вышивали на подзорах, концах полотенец, столешницах, женской и мужской одежде. Особенностью северных счетных вышивок является рит­мическое построение узора в виде бордюра или полос разной ширины. В узоре вышивки всегда выделяют более крупные мотивы орнамента, вокруг которых группируют в определенном порядке мелкие мотивы и просветы фона. По колориту северные счетные вышивки сдержанные и мягкие, несмотря на то что в них преоб­ладал красный цвет. Это достигалось за счет тонкости рисунка, равновесия узора и фона.

На Русском Севере была распространена и строчевая вышивка, которую выполняли строчкой по сетке, образованной выдергива­нием определенного числа нитей ткани по основе и утку. Орна­ментация этой вышивки повторяет орнаментацию счетной вы­шивки, однако ее выполняли в основном в белом цвете, поэтому эффект достигался с помощью фактурных светотеневых разрабо­ток ажурного узора и настила пушистых нитей (рис. 6.22).

Своеобразный, неповторимый прием вышивки — кубанцы — получил развитие на Палехской строчевышивальной фабрике.

Кубанцы в виде небольших заполненных сплошным настилом кубиков располагают вокруг таких же, но вырезанных в ткани квадратиков и получают разнообразные комбинации геометри­ческих фигур.

В центральных областях широко распространена вышивка цвет­ная перевить, выполняемая по сетке. Цветными нитками плотно обвивают столбики сетки, в результате вырисовываются очерта­ния ромбов, квадратов, птиц с пышными хвостами, раститель­ных мотивов, коней и многих других мотивов.

Золотное шитье раньше применяли для изготовления предме­тов культового назначения и украшения головных уборов. Такая вышивка была характерна для Нижегородской, Тверской, Воло­годской и многих других областей. Однако наиболее развита эта вышивка на золотошвейной фабрике Торжка, мастерицы которо­го сумели донести свое искусство золотного шитья до наших дней. Здесь используют трудоемкие швы: кованый, литой, вприкреп и др. Для достижения большей рельефности узора под настил под — кладывали кусочки картона, бересты или кожи. Сегодня масте­рицы, сохраняя традиционные приемы, вышивают нарядные по­яса, сумочки, шапочки, жилеты, папки для торжественных слу­чаев. В золотном шитье используют узоры от простых полос, пе­телек, звездочек до сложных композиций растительного орна­мента.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.